|
Айгерим Бейсенбаева
Почти два месяца в Алматы действует Открытая литературная школа, в которой каждый желающий может постичь основы писательского мастерства.
Преподавателями школы стали известные казахстанские филологи, поэты и писатели
Литературная школа была создана Культурным центром “Кимрель”, и благодаря финансовой поддержке издательства “Дайк-Пресс” обучение в школе бесплатное.
Учреждение было основано не только с целью обучить талантливую молодежь основам литературной грамотности, но и для того, чтобы сформировать некое литературное сообщество молодых авторов, потребность в котором возникла уже давно. Школа, по словам основателей, призвана стать отличной платформой для обмена информацией и творческими идеями и воспитать плеяду молодых авторов - писателей, поэтов, драматургов, критиков.
Одно из самых важных направлений работы школы - это поддержка начинающих авторов в дальнейшей творческой реализации, в том числе и в налаживании связей с издательствами и литературными журналами.
Курсы лекций ведутся по многим направлениям - истории литературы, искусству киносценария, литературному переводу, а также в освещении вопросов, касающихся авторских прав. Наличествуют и практические занятия, на которых обсуждаются произведения слушателей.
В дальнейших планах школы - организация специальных курсов для детских писателей, критиков, редакторов и иллюстраторов, проведение встреч и семинаров с известными писателями Казахстана, России, ближнего и дальнего зарубежья.
На вопросы, касающиеся работы литературной школы, ответила одна из основателей школы, поэт, писатель и переводчик Ксения Рогожникова:
- Все началось с Культурного фонда “Мусагет”, который возглавляла Ольга Борисовна Маркова. Я проходила там курс для писателей и поэтов еще в 2000 году. “Мусагет” просуществовал до 2009 года и закрылся после смерти Ольги Борисовны.
К этому времени нас, прошедших обучение в стенах фонда, было уже около трехсот человек. Мы пробовали себя в прозе, поэзии, каких-то других областях. После закрытия фонда мы почувствовали, что образовался какой-то вакуум. В той области, где мы могли бы применить свои таланты.
|
Лекции собирают большое количество слушателей |
Кроме того, к нам постоянно обращались люди, желающие учиться, но в отсутствие фонда мы не в силах были им чем-то помочь.
Мы решили, что необходимо создать нечто подобное. Два месяца назад мы организовали литературную школу, сам формат занятий в которой мы взяли из “Мусагета”. Раз в неделю - три-четыре лекции, творческая встреча и мастер-классы.
- В “Мусагет” набирали по экзаменам, а к вам, я так понимаю, может прийти любой желающий...
- Идея родилась достаточно спонтанно, и потому мы поначалу не проводили конкурс или какие-либо отборочные туры. Как раз в это время мы связались с издательством “Дайк-Пресс”, и его директор Булат Казгулов согласился предоставлять нам помещение под школу. И помимо этого издательство оплачивает работу преподавателей - такая своеобразная благотворительная помощь литературной школе. В связи с этим мы сделали школу бесплатной и открытой для всех.
Во время проведения первой лекции нас поразило количество пришедших слушателей. В маленьком зале нас ожидало около семидесяти человек, в то время как мы ожидали увидеть втрое меньше.
Потом состав слушателей постоянно менялся, а со временем сформировалась постоянная аудитория. Желающие записались на мастер-классы, которые подразумевают регулярные практические задания, которые необходимо выполнять. Потому просто любопытствующие отсеялись, остались только те, кому действительно интересно.
- Кто преподает в вашей школе?
- В нашей школе преподают те, кто вел лекции еще в “Мусагете”.
Любовь Тунеянц, ведущий филолог АГУ имени Абая, Аслан Жаксылыков - преподаватель из КазНУ, известный писатель.
Кроме того, преподают те, кто сам когда-то учился в школе при общественном фонде.
Михаил Земсков окончил в свое время ВГИК, выпускник “Мусагета”, у нас ведет лекции по кинодраматургии. Илья Одегов, писатель и композитор, ведет лекции по публичному чтению.
|
На семинаре поэзии |
- Вы упомянули, что школа создавалась спонтанно. Планируется ли преобразование формата обучения? Будут ли вводиться вступительные экзамены или станет форма обучения платной?
- Пока сложно утверждать что-либо, но со следующего года формат мы, скорее всего, будем менять. До 1 мая мы планируем работать по старой схеме, а со следующего учебного года будем проводить отборочный конкурс. Набирать будем только двадцать человек, чтобы это были действительно талантливые ребята. Обучением одаренных мы займемся вплотную. Сейчас возможностей меньше, так как классы забиты до отказа. По тридцать человек на каждом курсе.
- Вы планируете всячески поддерживать учеников. В чем это будет выражаться помимо преподавания им основ литературной грамотности?
- Помимо обучения проходит обязательное информирование людей о проводящихся в этой сфере конкурсах и каких-то мероприятиях. Мы планируем в будущем проводить встречи с редакторами. С главными редакторами журналов “Аманат” и “Тамыр” - это два казахстанских литературно-художественных издания.
Кроме того, мы хотели бы проводить творческие встречи с известными писателями, в том числе и российскими звездами пера, например, Борисом Акуниным и Сергеем Лукьяненко. Я думаю, такие встречи будут полезны нашим ученикам. Конечно, на это нужны средства, так как такие известные писатели просто так к нам не приедут.
Сейчас мы подаем заявку на грант в Сорос. Если наша заявка будет одобрена, мы издадим сборник лучших произведений. Кроме того, самых талантливых ребят мы будем рекомендовать к изданию.
Относительно дальнейшей поддержки у нас достаточно много планов.
- Что Вы можете сказать об уровне одаренности ваших учеников? Можно ли стать писателем только при наличии желания?
- У нас сейчас уровень достаточно разнородный, но, конечно, попадаются действительно талантливые ребята. Многие уже сейчас публикуются в российских литературных журналах и достаточно уверенно себя чувствуют в этой среде. Есть начинающие авторы.
Наша задача - подтянуть уровень писательского мастерства, и я думаю, в большинстве случаев это вопрос времени и личного желания ученика. Если есть талант и желание, то сложности это уже не составляет.
А относительно того, можно ли стать писателем, не обладая какими-то выдающимися способностями, то тут можно вспомнить хотя бы слова классиков о том, что талант - это 95 процентов работы над собой. Все зависит от самого человека.
- Многие литературные деятели сегодня сетуют на то, что наша современная проза - это сплошь исторические романы, а на современную тематику пишут единицы...
- Политику книжного рынка сейчас определяют в основном издательства. Если какие-то произведения не выходят, это не значит, что их нет.
Те, кто пишет исторические вещи, рассчитывают на поддержку государства либо хотят попасть в русло национальной политики. Чтобы издали. Все хотят ведь, чтобы их произведения были изданы. Среди них попадаются отличные романы. Я думаю, нужно время для того, чтобы сформировалась другая конъюнктура. |