ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Белые сны Ержана Кудайбергенова Культура

Ольга Зорина
В ближайшее время в Астане откроется персональная выставка шымкентского художника Ержана Кудайбергенова. Пока он не отправил все свои работы в столицу, мы побывали в его мастерской

Никогда не надо слушать,
что говорят цветы,
надо только смотреть на них
и дышать их ароматом.
Антуан де Cент-Экзюпери


Ержан Кудайбергенов больше известен как скульптор, автор “Сада камней” в Туркестане, монумента “Богиня Умай” в Астане. По результатам Международного симпозиума по скульптуре и керамике на Иссык-Куле, посвященного творчеству Чингиза Айтматова, он получил Гран-при за работу “Исповедь на исходе века”, созданную на основе анализа всех произведений писателя. Но, если перечислять все регалии и проекты Ержана, это все равно не передаст тех впечатлений от творчества художника, которые получаешь при непосредственном “контакте” с ним и его работами. А поделиться ими все же хочется уже потому, что зритель должен знать, как такие встречи могут преобразить взгляд на окружающую действительность.
Согласитесь, что общение с некоторыми людьми словно меняет мир вокруг нас, делает его чище, прозрачнее, мягче. Даже совсем короткая беседа с Ержаном Кудайбергеновым надолго упаковывает душу в красоту. И хотя считается, что причина возникновения любви неизвестна, это не так. Одна из причин любви - это живопись. Но такая, которая не копирует все известные направления, сюжеты, линии, а та, что создается от сердца, выливается из души и из многолетнего осмысления творчества.
Итак, мы пьем горячий чай с вареньем из диких яблок в мастерской Ержана Кудайбергенова. Мастерская просторна - здесь только потолок превышает пять метров, много стеллажей, огромные окна, занимающие одну из стен целиком. Это такой лофт, созданный художником, в котором есть место и пластику, и современной технике, и самодельно выложенной печи из красного кирпича. Все гармонично. И такую гармонию создает как правильно организованное пространство, так и вписавшиеся в него предметы антиквариата, мольберты, скульптурные композиции и стоящие тыльной стороной большие живописные холсты.
- Я никогда не оставлял живопись, потому что это самое сильное ощущение в жизни, - признается Ержан Кудайбергенов. - Перфомансы, например, так не трогают, не оставляют таких впечатлений. Прикладному ремеслу можно обучить любого желающего, но живописи - нет. Да и ремесленники сегодня не могут повторить того, что умели делать мастера прошлых времен. Я пригласил вас к себе не для того, чтобы себя прорекламировать (Ержан - скромнейшей души человек. - Прим. авт.), а пообщаться, посмотреть на реакцию, чтобы дать себе еще раз оценку.
И тут Ержан разворачивает холсты... Действительно, как отметил один искусствовед: так как Ержан, не пишет никто! Но эта фраза вновь ни о чем не скажет. Серия новых холстов под рабочим названием “Белый сон” - это такая неуловимая тонкая материя, на которую бережно набросан полупрозрачный рисунок.
Спрашиваю: “Это масло?”.
- Да, масло.
alt
Совсем не похоже. Как будто на загрунтованный бинт натянули шелковую паутину. А она создала свой сюжет, ни на что не похожий, в котором нет ни одной лишней линии, ни одного неглавного штриха и ни одного ненужного цветового оттенка. Все в серо-белой палитре. Ничего лишнего, и невольно напрашивается единственное сравнение с лирическими стихами хайку, отличающимися предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Размеры хайку так малы, но емкость их относительно велика. Искусство писать хайку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Вот и Ержан в своей живописи фокусирует, как кристалл, свой богатый опыт переживаний через открытие в настоящий момент реальности в конкретном предмете или явлении. Намек, подсказка, недоговоренность становятся в его руках дополнительными средствами художественной выразительности. К этому надо было прийти.
Художник создает такое звенящее и прозрачное пространство, в котором открывается окружающий мир. Мы можем домысливать, исследовать, наблюдать. Можно потрогать холст, ощутить его шероховатости, еще раз отойти подальше, посмотреть и удивиться новому открытию мира, который скрывался до этого момента лишь в этой картине. Главное здесь будет - состояние наблюдения того, что есть, и того, что может вдруг исчезнуть.
Не зря, наверное, некоторые художники каллиграфически выписывают на своих работах японские стихи, расширяя смысл созданного на холстах. Но Ержан сам, как хайку. Он крайне экономен в средствах, кажется, что масляных красок даже нет на холстах, и в то же время он очень выразителен в своем мастерстве.
Вот перед вами пейзаж, сказала бы, зимний. Тонкие тополя, едва уловимые очертания гор, небо, птицы, облака. Но как сквозь них проходит морозный воздух и чувствуется прохладная нежность земли? Поэтический образ, казалось бы, чуть намечен, но обладает большой емкостью и, завораживая, уводит за собой. Кажется, что смотришь на работу и переносишься в горный пейзаж с его прохладным одиночеством. В то же время работа предельно конкретна. Художник представляет реальную картину или свое душевное состояние. Смотришь на такие “сны” и вроде бы все, что когда-то казалось привычным, вдруг преображается. И эта приходящая радость узнавания, внезапное постижение красоты, такой знакомой, что ее уже не замечаешь, но боишься утерять.
У Ержана получилось развить свои способы изображения, которые могут вызывать у зрителя максимальную активность, втягивать его в творческий процесс, давать толчок мысли. Если быть недостаточно внимательным, то импульс, посланный художником, ускользнет, пройдет мимо. Потому художник приглашает к себе гостей по одному, чтобы без суеты, без лишних отвлечений побыть с живописью и собеседником наедине. Состояние от таких необычных встреч самое ответное - хочется забраться под плед, писать стихи, смотреть сильные фильмы, думать о любви. А еще сожалеть о том, что не умеешь вот так высказываться на холстах.
Вот на что способна настоящая, обдуманная живопись, развернутая метафора, прямое значение которой обычно скрыто в живописном подтексте.
- Для меня самое главное - гармония внутри, - заключает художник. - У меня такая гармония есть. Я только обращаюсь к своей душе, чтобы она не оставляла меня.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение