|
Айгерим Бейсенбаева
Дуэт сестер Габбасовых - яркое явление современной казахстанской хореографической школы. Их творческие идеи и необычный жанр - европейский танцтеатр - привлекают с каждым годом все больше зрителей.
Гульнара и Гульмира Габбасовы представляют премьеру первого спектакля любительской труппы танцтеатра. И это очередной шаг к их цели - создать театр без границ. Миниатюра под названием “Ангелы” была подготовлена специально ко Дню всех влюбленных
Танцтеатр сестер Габбасовых - это уникальное проникновенное сочетание актерского мастерства и балета. Спектакли представляют собой сложный синтез движения, музыки, жестов, слов и мимики.
В эти выходные впервые будет представлен спектакль, в котором задействована любительская труппа театра. Это люди разных профессий, изъявившие желание выступить в жанре танцтеатра. Новый спектакль “Ангелы” будет представлен в рамках Дня открытых дверей Танцтеатра студии сестер Габбасовых, проводящегося уже во второй раз.
О грядущем показе спектакля и об особенностях современных танцевальных направлений рассказывает хореограф театра Гульнара Габбасова:
- Наша школа называется Танцтеатр, и это отражает деятельность нашего театра в полной мере. Жанр представляет собой синтез искусств, в котором актерская игра имеет пластическое выражение.
Наши зрители давно подходили к нам и выражали желание участвовать в наших спектаклях. И даже не только самим танцевать, но и танцевать рядом с нами. Попробовать себя в нашем жанре. В связи с этим мы решили создать любительскую труппу Танцтеатра. То есть любой человек может прийти и после специальной подготовки принять участие в наших спектаклях.
Позже пришла мысль создать танцевальную студию для всех. У нас посетители разного возраста - от трех лет и до семидесяти. Я бы даже сказала, что студия ориентирована на зрелый возраст. Потому что люди за пятьдесят обычно стесняются уже пойти куда-нибудь, заняться фигурой и физическим здоровьем. Многие просто не умеют танцевать, как мужчины, так и женщины. Поэтому мы создали отдельные - женские и мужские танцплощадки.
- Расскажите о профессиональных представлениях вашего театра.
- У нас есть и профессиональная программа. Для каждого нового спектакля мы всегда набираем новую труппу, как это делается за рубежом. Потому что каждый спектакль отличается собственной спецификой актерской игры. Для каждого персонажа нужны конкретный типаж и характер. В связи с этим каждый раз мы проводим новый набор.
Конечно, у нас есть танцоры, которые переходят из спектакля в спектакль. Но в основном участники всегда новые, так как желающих принять участие очень много.
В конце февраля мы планируем показать спектакль “Тамыр”, давно полюбившийся зрителям.
Сейчас мы работаем над формированием большого репертуара, чтобы выступать регулярно.
- Что играет первостепенную роль при постановке спектакля - актерский талант или способности к танцу?
- Это сложный вопрос. Мы никогда не выбираем между танцем и театром. Все работает в комплексе. И не только эти способности. Человек должен уметь управлять своей энергией. Для нашего театра недостаточно просто классического балетного образования.
- Какими еще качествами должен обладать танцор вашего театра?
- Он нам должен безгранично доверять. Если я скажу, к примеру, что здесь актеру нужно закричать, принять странную, на его взгляд, позу, он должен это сделать. Нужна вера в то, что режиссер знает, что требует. Полная отдача, полное доверие.
- Казахстанская классическая балетная школа считается очень сильной. Современная хореография же не развита. С чем это связано, ведь есть база?
- У нас нет школы современной хореографии, как есть классическая. Но я благодарна Хореографическому училищу имени Селезнева за то, что ввели такую дисциплину, как “Современная хореография”. Это очень хорошо. Не в каждом хореографическом училище наличествует данная дисциплина, а у нас в Алматы она есть. Даже если преподается всего раз в неделю. На любом международном танцевальном конкурсе один из туров обязательно связан с современной хореографией.
Естественно, все это развивается не на таком уровне, как классика, так как раз в неделю занятия - это, можно сказать, только прикоснулись к этому направлению. Не каждый классический танцовщик способен заниматься современной хореографией. Нужна специальная подготовка.
У нас иногда приглашают хореографов из-за рубежа только на фестивали. Например, Международный фестиваль современной хореографии, или Осенние встречи, проводящиеся посольством Франции при поддержке Французского альянса. Но эти артисты приезжают, только чтобы выступить. Редко бывает так, чтобы они ставили спектакли у нас, работали с нашими актерами. Допустим, на сцене ГАТОБа имени Абая иностранный режиссер-постановщик представляет спектакль с участием наших артистов. По отъезде этого режиссера постановка существует недолгое время.
Некуда пойти посмотреть подобные постановки. Хорошо, что есть театр Адамовой, который дает спектакли раз в месяц на площадке ГАТОБа. Наш Танцтеатр выступает на международных фестивалях, а также в ближайшее время планирует начать выступления на собственной камерной сцене. Теперь зритель может открыть афишу и сказать: “О, сегодня “Собаки женского пола”! Идем смотреть спектакль к Габбасовым”.
Классическая школа начала свое становление еще в довоенное время. Школа же современной хореографии зародилась у нас только в начале 90-х. Тогда и зрителей было мало, так как не понимали. Пытались сравнить с классикой, вставали и покидали зал. А это ведь то же самое, что сравнивать графику с живописью.
- Есть ли приток новых кадров в современное направление хореографии? Раньше любая девочка мечтала стать балериной. Как ситуация обстоит сейчас?
- В прошлом учебном году в хореографическое училище был очень маленький набор. Желающих было мало.
В этом намного больше, но я бы не сказала, что многие из тех, что подавали заявление, поступили. В основном по причине физического несоответствия - нет хорошей растяжки, гибкости. С каждым годом все сложнее найти детей с хорошими физическими данными. Очень много ребят не проходит по состоянию здоровья. Распространен сейчас сколиоз, к примеру. Но дети все равно хотят танцевать.
Немного портит ситуацию и то, что сейчас не дают пенсию после двадцати лет стажа, как раньше. Сейчас родителей, отдающих детей в училище, привлекает то, что это бесплатное образование, а не сам факт - ребенок будет заниматься балетом. Не все пойдут танцевать на сцену. Многие продолжат образование в другой сфере - режиссура, звук и так далее. Некоторые займутся преподавательской деятельностью. А кто-то в дальнейшем поступает на специальности, не связанные с искусством, но одно могу сказать точно - выпускники хореографического училища - это совсем другие люди. Другого склада, особого воспитания.
Родители должны прививать любовь к театру и искусству в целом с детства. Дети должны знать, что значит любить балет, театр. Знать, какое волшебство начинается, когда открывается занавес.
Досье “НП”
Гульмира и Гульнара Габбасовы родились 4.04.1968 года в г.Семипалатинске.
В 1986 году закончили Алматинское хореографическое училище с квалификацией “артист балета”.
В 1999 году получили диплом Государственной национальной академии искусств имени Т. Жургенова как режиссеры-хореографы.
2004 год - прошли обучение в Высшей школе хореографии Palucca Schule (Дрезден).
Являются постановщиками спектаклей в жанре современной хореографии: “Геометрия чувств”, “Блуждающие во тьме”, “Дежа вю”, “Мираколло”, “История одной женщины”, “Соседки”, “Время”, “Собаки женского пола”, “Тамыр”.
С 1999 года Габбасовы преподают современную хореографию в Алматинском хореографическом училище имени А.В. Селезнева, готовят одаренных студентов к международным конкурсам артистов балета, обучают подрастающее поколение режиссеров-хореографов в Государственной национальной академии искусств имени Т. Жургенова. |