|
Мира Мустафина
Казахской государственной филармонии имени Жамбыла 75 лет. Слушатели станут очевидцами самых разных культурных событий: это концерты, традиционный фестиваль органной музыки, премьеры и новые программы с участием мастеров сцены
Любое празднество, согласитесь, нарушает естественный ход событий. Руководство филармонии намеренно ушло от юбилейного пафоса, от того, чтобы весь сезон писать на каждой афише: “Навстречу 75-летию филармонии”.
Хотя, конечно, такие проекты старейшей в республике филармонии, как предстоящий международный фестиваль органной музыки, который требует очень много сил и средств, украсил бы любые торжества.
“Я считаю, главное дело филармонии - это насыщение художественными событиями ежедневной концертной жизни!” - говорит генеральный директор Казахской государственной филармонии имени Жамбыла
Аян Султангалиев.
И, кстати, что для филармонии важнее в юбилейный год - увеличение числа концертов или повышение их качества и статуса? “Хотелось бы создать стойкую уверенность у публики, что филармонический концерт - всегда знак качества!” - признался директор.
И все же это не отменит возможных споров о вкусах, об исполнительских, репертуарных пристрастиях. Казахская государственная филармония имени Жамбыла поистине необъятна. Она - одна из крупнейших в Казахстане и Центрально-Азиатском регионе.
“Трудно преувеличить роль филармонии имени Жамбыла в развитии музыкальной жизни нашей страны, - говорит народный артист СССР, профессор Анатолий Молодов. - Это своего рода университет, курс которого проходят любители музыки и музыканты. В филармонических концертах звучит чуть ли не вся мировая классика. С помощью филармонии открывают для себя чудесный мир музыки новые и новые поколения”.
Как бы то ни было, история филармонии имени Жамбыла - это летопись отечественного исполнительского искусства. Быть или не быть артистом филармонии - такого вопроса просто здесь не стоит. Быть солистом филармонии во все времена было престижно.
Однако филармония нужна не только артистам, но, в первую очередь, слушателям. Неслучайно о необходимости создания этой концертной организации заговорили, когда в советском Казахстане еще была разруха. В январе 1935 года нарком Луначарский подписал указ о создании филармонии. В феврале 1937 года филармония провела “Декаду искусств”, во время которой было дано большое количество шефских концертов. Именно тогда казахский национальный оркестр, до этого игравший только по слуху и в унисон, впервые по нотам исполнил “Марш Черномора” Глинки и “Музыкальный момент” Шуберта. С 1938 года филармонии присвоили имя Жамбыла Жабаева.
Народный артист СССР Анатолий Молодов, например, хорошо помнит, как вначале он выступал в филармонических концертах в обыкновенных школах. “Получали мы очень мало денег. Как мы тогда шутили: “Ставка больше, чем жизнь”. Я получал пять рублей с вычетом за бездетность и подоходный налог”, - вспоминает ветеран. Впрочем, какая могла идти тогда речь о деньгах, если только филармония давала возможность выступить на лучших сценах и с лучшими музыкантами страны. Так остается и по сей день.
Кстати, имя выдающегося хорового дирижера, народного артиста СССР, профессора Анатолия Молодова всегда произносится с особым пиететом в стенах филармонии.
Искусство Государственной хоровой капеллы имени Б.Байкадамова, художественным руководителем которой многие годы был Анатолий Васильевич, вписало немало значительных страниц в историю нашей культуры. Совсем недавно в филармонии прошли чествования известного дирижера. Анатолию Васильевичу - 80 лет. Он много лет работал с Государственной хоровой капеллой имени Б.Байкадамова. Этот факт, безусловно, свидетельствует о том, что известный и талантливый музыкант Молодов заложил серьезный фундамент нынешней популярности хоровой капеллы.
Старейший коллектив филармонии в 1935 году представлял вначале смешанный хор, которым руководил г-н Мацунин.
А время, когда коллективом руководил юбиляр, музыковеды называют особенным. Высокий профессиональный уровень исполнительского мастерства коллектива поставил его в один ряд с крупными советскими хорами. Именно тогда началась и бурная концертная деятельность внутри страны и за рубежом.
Слушая сегодня капеллу, невозможно поверить, что традиционная культура казахов не знала развитого многоголосия. Разнообразные полифонические приемы, многоплановая хоровая фактура, многозвучная гармония, изысканные модуляции, сложные метроритмические сочетания - все это качества современной казахской хоровой музыки. А постоянный рост этого мастерства привел к тому, что в Казахстане родились значительные произведения в жанре хоровой музыки. Художественное развитие казахской хоровой капеллы происходило параллельно с музыкально-эстетическим развитием публики и ростом профессионального мастерства композиторов. На первом этапе этого развития капелла исполняла в основном обработки народных песен и постепенно подходила к многоголосию.
Следующий этап был связан с хоровым исполнением казахских кюев, потребовавшим от коллектива новых средств хоровой выразительности (хоровые обработки Б.Байкадамова на темы кюев Курмангазы). И только на третьем этапе капелла подошла к основанию крупной формы - сюит, поэм, кантат и ораторий.
|
Государственная хоровая капелла имени Б.Байкадамова |
Два года назад в Большом зале филармонии провели реконструкцию. В этом сезоне проходят концерты и в великолепном стильном камерном зале. Эти два филармонических зала для Алматы чрезвычайно важны, когда многие залы, как на подбор, “глухие” - без акустики. Хотя у современного слушателя просто изменился порог слышимости из-за того, что многие из нас находятся под постоянным шумовым воздействием - плееры, радио, телевидение. Один мой приятель привел маленького сына первый раз в филармонию, так тот сразу спросил: “Папа, почему так тихо?”. “Здесь надо вслушиваться в музыку!” - ответил малышу родитель.
Полупустые еще до ремонта залы филармонии снова стали заполняться.
“Количество тех людей, которые себе представляют, что раз в месяц они могут пойти на концерты классической музыки, явно увеличилось. Мы над этим работаем”, - говорит генеральный директор.
А какая успешность концерта важнее для филармонии - художественная или финансовая? Сегодня очень важно и то и другое. Удовлетворение потребностей широкой аудитории приносит мгновенный финансовый успех, формирование вкуса обеспечивает художественное развитие в будущем. Найти этот баланс и есть залог успеха для филармонии. Поэтому верно выстраивать концертную политику - задача сложная, но интересная. Каждый концерт требует своего подхода. Необходимы интуиция, ощущение публики, азарт и чувство времени.
Филармония, кстати, единственная концертная организация в стране, у которой при таком объеме программ нет двух одинаковых концертов по затратам или ценам на билеты. Культура должна быть профессиональной не только в исполнительстве, но и, согласитесь, в менеджменте.
Общедоступные цены на билеты, детский абонемент, грамотная пиар-кампания, и все это, не забывая традиций. Одни из самых старых афиш филармонии.
Сохранились старые афиши филармонии в Центральном государственном музее: 25 января 1938 год - первый симфонический концерт, посвященный Петру Чайковскому. Афиша 1939 года сообщает о концерте Государственной хоровой капеллы. Именно тогда прозвучали хоровые произведения Глюка, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена на казахском языке.
Хоровая капелла, несмотря, что это один из крупных коллективов филармонии, очень мобильна. Недавно артисты капеллы вернулись из гастролей по Индии. Здесь все артисты работают с большой отдачей, желанием, энтузиазмом и, главное - на их концертах полный зал молодежи.
Художественный эффект впечатляющий благодаря художественному руководителю коллектива, заслуженному деятелю Республики Казахстан Беимбету Демеуову, который весьма требователен к репертуару. Старые афиши неброски и информативны. К современным афишам предъявляют совсем другие требования. Диалог традиций. Почтение к старым артистам, поиск новых имен. Желание сделать филармоническую жизнь артистов максимально комфортной. Результат - признание от самих артистов. Так предыдущий сезон был вообще отмечен юбилеями...
Серия концертов, посвященных 50-летнему юбилею симфонического оркестра филармонии, запомнится многим слушателям. Интересных программ было много. Те, что оркестр исполнял на протяжении своей творческой жизни, музыканты распределили в ретроспекции, были и концерты, которые никогда не звучали в Алматы. Оркестр возглавил известный во всем мире дирижер Ваг Папян. И, как выяснилось, повлияла на этот замечательный факт отнюдь не цена вопроса. Маэстро - давний друг и партнер известнейшего дирижера, ныне покойного Толепбергена Абдрашева, почитающий казахстанского маэстро и испытывающий особые чувства к нашему оркестру.
Суть и главная задача Казахской государственной филармонии имени Жамбыла та же, что и в годы ее создания: просветительство. Филармония не только представляла и представляет слушателям лучших исполнителей прошлых столетий - российских и зарубежных, но и популяризирует творчество казахстанских композиторов. Событиями становились исполнения новых сочинений отечественных классиков. Специальный абонемент предусмотрен для детской и юношеской аудитории. Программа абонемента составляется из заведомых шедевров мировой музыкальной культуры, объединяя их в циклы, например: “По странам и континентам”, “Литературные образы в музыке”.
Эти концерты превращаются поистине в семейные вечера - на них приходят часто представители двух-трех поколений. Общение поколений на почве любви к искусству - это, согласитесь, тоже неплохо. Перед такой аудиторией рады выступить самые маститые солисты филармонии.
А гала-концерта, посвященного 75-летию филармонии, известной концертной организации не избежать. Празднование запланировано на октябрь. |