|
Айгерим Бейсенбаева
Венецианская биеннале, проводящаяся раз в два года в Италии, одно из самых важных и влиятельных художественных событий в мире. Эта международная выставка - самый известный и престижный форум современного искусства.
53-я по счету биеннале проводилась в прошлом году, и Казахстан был представлен на этом мероприятии в третий раз. Об этом грандиозном событии рассказывает казахстанский искусствовед Екатерина Серебряная, принимавшая участие в его работе
Искусствовед
Екатерина Серебряная провела несколько семинаров для студентов и художников, посвященных одной из самых влиятельных и популярных выставок международной арт-сцены - Венецианской биеннале в зале галереи “Тенгри-Умай”. Она рассказала собравшимся об истории этого мероприятия и непосредственно о 53-й биеннале, куратором которой являлся арт-критик Даниель Бирнбаум. Тема выставки в 2009 году звучала, как Making Worlds, то есть “Создание миров”.
Екатерина работала на 53-й Венецианской биеннале искусства в Италии в период проведения выставки с июня по ноябрь 2009 года, в департаменте образования, интервьюировала кураторов и художников - участников выставки. Проводила туры и мастерские для специалистов искусства.
Искусствовед Екатерина Серебряная рассказывает о 53-й биеннале в Венеции, о вопросах моды и политики в искусстве.
- Расскажите, пожалуйста, о работе на последней Венецианской биеннале. Как Вам довелось принять участие в работе выставки?
- Человеку, который не видел собственными глазами Венецианскую биеннале, очень сложно представить масштаб этого мероприятия. Нам, казахстанцам, это сложно еще и потому, что наша собственная арт-сцена не очень развита.
По окончании университета искусств Ноттингема в Великобритании я, как тысячи других выпускников, начала искать работу. Получила образование по истории искусств, и, соответственно, мне хотелось работать именно в этой сфере, например, в галерее, музее или в аукционном доме. На сайте Венецианской биеннале я нашла электронный адрес и решила написать администрации мероприятия, что хотела бы поработать у них в период выставки. Решающими факторами в выборе моей кандидатуры стали мое образование искусствоведа и знание языков, главным образом итальянского и русского.
На время проведения Венецианского биеннале обычно формируется образовательный департамент, в обязанности которого входит полное информирование зрителей касательно истории и концепции представленных произведений искусства. Гости биеннале приходят на выставку, как в музей, и им интересно знать все об экспонатах. Нам, сотрудникам департамента, предстояло рассказывать зрителям о работах, и потому нам самим нужно было знать все не только о произведениях, представленных на этой выставке, но и об истории Веницианской биеннале, о художниках. То есть огромное количество другой информации.
Все экспонаты мы изучили детально. Встретились лично со многими авторами. Впоследствии в наши обязанности входило проведение туров для публики от просто интересующихся искусством обывателей до профессионалов - искусствоведов, галеристов, критиков, кураторов и художников. То есть у нас была просветительская цель - сделать экспозицию доступной для всех. А так как выставка международная, то общаться приходилось не только с итальянцами, но и людьми из многих стран мира, для того и нужны были сотрудники, говорящие на разных языках.
- Чем Венецианская биеннале отличается от других масштабных арт-проектов? И какие интересные факты связаны с ее последним проведением в 2009 году?
- В состав Венецианской биеннале включены национальные павильоны, где каждая страна может представить свое искусство. В какой-то мере это олимпийские игры в сфере искусства, которые с нетерпением всегда ждет весь мир. Художественное мероприятие международного масштаба со светским налетом, так как оно традиционно собирает не только простых людей и профессионалов арт-бизнеса со всего мира, но и звезд кино, музыки и так далее. Выставка эта длится шесть месяцев, это очень большой срок для временной экспозиции. Все выставки в рамках этого мероприятия имеют три направления - основное шоу, национальные павильоны и параллельная программа, в рамках которой галереи выставляются за свой счет, то есть приглашают себя сами.
Венецианская биеннале - это отражение современного искусства, несмотря на то, что в рамках его представляется огромное количество ретроспектив. И вообще - особых правил проведения нет. Художник может представлять не свою страну, а какую-нибудь другую.
Наверное, это связано с тем, что искусство сейчас стало несколько глобализированное, и не понятно, какой художник где работает.
Первое подобное мероприятие прошло более ста лет назад, в 1895 году. Самые грандиозные фигуры ХХ века в сфере искусства так или иначе были задействованы в этом мероприятии. Сальвадор Дали, Пикассо, Энди Уорхолл и многие другие.
Что касается других интересных фактов, то примечательным, на мой взгляд, было то, что в 2009 году было представлено рекордное количество стран, то есть 77. И у выставки был самый молодой куратор за всю историю проведения биеннале - 45 лет.
- Можно ли проследить по объектам выставки, как политика и экономика влияют на искусство в мире? Сильно ли сегодня политическая обстановка в мире оказывает влияние на искусство?
- Во время работы на выставке мы проводили семинары для зрителей об ее истории. Наверное, самое большое вмешательство в проведение биеннале было связано со Второй мировой войной. Во время войны мероприятие, естественно, не проводилось, а в преддверии на выставку приглашались только те страны и художники, которые поддерживали нацистскую идеологию. Так как хозяйкой всегда выступала Италия. По истории биеннале можно проследить историю XX века, экономическую и политическую.
В этом году политика особенно не повлияла на тематику произведений. Прошлая выставка была более политическая, но это все зависит от куратора. Обычно очень узкий круг людей решает, что важно.
На этой же выставке были затронуты больше социальные темы - проблемы иммиграции, изолированность человека в обществе и философские темы. На выбор тем влияет внутренняя культурная политика страны.
Мировой кризис повлиял только на финансирование выставки. Ведь биеннале проводятся каждый год только благодаря спонсорству, а в последний раз очень сложно было собрать средства на ее проведение.
- Искусство - это серьезный бизнес. Какую роль биеннале играет на мировом арт-рынке?
- Венецианская биеннале - выставка не коммерческая. На ней не продают и не покупают. Но все эти процессы связаны. Проходит биеннале, и все интересующиеся едут на коммерческую выставку в Базель, где они уже могут купить работу того художника, который им приглянулся на выставке.
Биеннале играет роль в формировании цен на того или иного художника. Критики, кураторы пишут о том или ином авторе, тем самым задают моду на художника, ценовую политику. Те, кто выставлялся на биеннале, в Базеле стоят дороже. Это специфическая экономика, к которой мы придем еще не скоро. В России это тоже еще не развито, хотя там и есть определенный слой людей, которые уже “наелись”, и им необходимо высокое искусство в виде картины в частную коллекцию.
Биеннале - это такое своеобразное превью того, что будет модно в коммерческих галереях. А для молодых авторов это, конечно, небывалый шанс, но попасть туда можно только по приглашению.
- Что Вы можете сказать о фаворитах выставки? Кто совершил прорыв в сфере искусства?
- Каждый год в рамках биеннале присуждают специальные премии. Во время последней выставки за вклад в искусство премию получили Йоко Оно за персональную выставку “Воспоминания Антона” и американский художник Джон Балдессари. Лучшим павильоном был признан американский благодаря художнику Брюсу Науману. Все это, конечно, субъективно, так как решает это группа из нескольких человек.
- Какие авторы представляли Казахстан?
- Казахстан был представлен в рамках Центрально-азиатского павильона, и помимо нашей страны свои произведения представляли Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. У нас пока нет отдельного павильона, но мы были представлены уже в третий раз.
Из казахстанцев в биеннале приняли участие Елена и Виктор Воробьевы и Ольга Шаталова с проектом Stills. Все прошло на высоком уровне, единственный минус - не было поддержки от наших госструктур. На открытие павильона Монако приезжали члены королевской семьи, российский павильон поддержал сам министр культуры, так как они понимают значимость этого проекта. У нас пока не осознали важность проекта, к сожалению. |