|
Арт-обзор
На одном дыхании
В Государственном музее имени А.Кастеева в канун Рождества состоялось открытие юбилейной выставки Гульфайрус Исмаиловой. Только перечисление всех ее наград, званий, заслуг займет немало места. Достаточно сказать, что в истории отечественного искусства во многих ипостасях она оказалась первой, а порой и единственной, как, к примеру, в качестве художника театра в Казахстане среди современных художников-живописцев, оформив более 30 спектаклей. Более 16 лет Гульфайрус Мансуровна проработала главным художником театра оперы и балета им. Абая. Ее творческие интересы простирались вширь и вглубь, охватывая и сферы кино в роли актрисы и художника, вокала и изобразительного искусства, и, само собой разумеется, театра.
“На одном дыхании” называется выставка Исмаиловой, где в ретроспективе демонстрируются выполненные в разные годы и в разной тематике картины, многие из которых вошли в сокровищницу изобразительного искусства Казахстана. Пожалуй, самым впечатляющим в ней является проявленное художницей чувство высокого гуманизма, искренней любви к человеку. И это без всякой высокопарности и ложной аффектации и тенденциозности. Она составила целую галерею образов, сыгравших в той или иной мере заметную роль в становлении и формировании культуры Казахстана. И между тем, глядя на эти полотна, в первую очередь отмечаешь личностные качества моделей, их распахнутый открытый внутренний мир, цельность наружной и душевной красоты. Именно передача эмоциональной наполненности образов интересовала автора. Да и как иначе. В то время, несмотря на многие идеологические издержки, человек почитался не за свои звания и регалии, а за свою внутреннюю сущность. И эта психологическая проницательность диктует художнице образный строй, атмосферу, в которую она помещает своих героев. Нельзя не отметить особый артистизм в их трактовке, что логично уже самой характерностью избранных ею моделей. И все это приобретает тем большую ценность сейчас, когда в социуме обнаруживается полное равнодушие к человеческой личности, целиком перенесенное и в сферы искусства.
Художница универсальна в своем даровании, обнаруживая глубокий интеллект и широкие познания, без которых просто невозможно создать адекватную среду исполняемым на сцене театра и кино произведениям. При этом она тонко ощущает специфику жанра, выгодным образом выявляя художественные возможности воздействия этих популярных видов искусства. Художница влюблена в свой народ, историю и культуру, обычаи и традиции и с трепетным восторгом отражает самую их глубинную суть. И это в то время, когда к проблемам самоидентификации мало кто обращался, ибо мы представляли собой “советский народ” и только... Но она оказалась в той благоприятной среде энтузиастов, которым были дороги и небезразличны пути к возрождению национальной памяти.
Гульфайрус Мансуровну отличают и чисто человеческие доброжелательные качества к молодым талантам, обязанным ей ее поддержкой, в которой они особо нуждались.
Думается, что в одну экспозицию невозможно вместить целую жизнь, наполненную творческой ненасытностью, результатом которой явились творения, исполненные на одном дыхании и с большой любовью адресованные к людям.
Хроника
Наши в Вене
Вступлению Казахстана на пост председателя ОБСЕ посвящался концерт мастеров отечественного искусства, прошедший во Дворце Хофбург императорского дворца Габсбургов, одном из престижнейших залов Европы.
Репетиции двух оркестров - народных инструментов имени Курмангазы и симфонического Национального театра оперы и балета - шли интенсивно, музыканты работали с настроением и утром, и вечером. На генеральные репетиции симфонического оркестра, кстати, в Астану прилетел известный дирижер Алан Бурибаев. Он, несмотря на плотный график работы в Европе, выступал с казахстанскими музыкантами.
Кстати, Алан - выпускник Казахской государственной консерватории, учился в Венском университете музыки у профессора Уроша Лайовица. Благодаря своей победе на конкурсе дирижеров в Загребе имени Ловро фон Матачича был в центре международного внимания и получил приглашения от нескольких европейских оркестров. В 2001 году на конкурсе дирижеров им. Николая Малько в Копенгагене ему был вручен специальный приз “за выдающийся талант и перспективу”. А в 2001 году Алан выиграл Гран-при конкурса им. Антонио Педротти в Италии. В 2007 году начал свою деятельность как главный дирижер Норчепингского симфонического оркестра Швеции, а спустя всего несколько недель был назначен главным дирижером Брабантского филармонического оркестра в Нидерландах. В 2010 году он возглавит (RTE) Национальный симфонический оркестр радио и телевидения Ирландии. Алан Бурибаев регулярно работает с филармоническими оркестрами Осло, Дрездена, Лондона, Стокгольма, Санкт-Петербурга, Штутгарта и филармонии Сендай в Японии. Под его руководством выступали оркестр имени Джузеппе Верди в Милане, национальный оркестр Уэльса BBC, симфонические оркестры Мельбурна, Балтимора, Орегона, Гетеборга, Бирмингема, шотландский оркестр BBC, национальный оркестр Дании. Послужной список Алана впечатляет. Главное - казахстанский маэстро не только знаком европейской публике, но и любим. Западные журналисты его прозвали кратко и лаконично - “любимцем Европы”. Неудивительно, что за дирижерским пультом во время представительного концерта стоял Алан Бурибаев.
Концертная программа состояла из двух отделений, в которых прозвучала казахская и западноевропейская классика. Казахскую музыку представили сочинения Курмангазы, Туркеш, Ахмета Жубанова, Мукана Тулебаева, Латифа Хамиди. Многие национальные произведения впервые исполнены в Вене. Прозвучали и популярные произведения Верди, Вагнера, Моцарта, Доницетти. |