|
Глина: поэтика форм
В канун Рождества в арт-центре “Алма-Ата” открылась красивая выставка “Вариации. Керамика”, где были представлены работы уже состоявшегося и давно известного любителям искусства творческого дуэта - супружеской четы Кожахметовых - Решата и Ирины. Приятной неожиданностью оказалось участие в ней керамиста из Франции Изабэль Вершурен.
В который раз не перестаем удивляться поистине неисчерпаемым возможностям глины, самого что ни на есть прозаического материала, лежащего в буквальном смысле под нашими ногами. И в то же время такого теплого и притягательного, не теряющего своей актуальности и сегодня.
В работах Решата Кожахметова демонстрируется современная эстетика керамики, где она может выступать в качестве панно, скульптурной и вазовой формы. Не считая виртуозного использования им всех средств и приемов керамического дела, отмечается, что автором уделяется особое внимание и чисто образной трактовке произведений, высказанной деликатно и ненавязчиво с учетом специфики искусства, в котором он себя чувствует уже давно на “ты”. Он неистощим в изобретении форм, силуэтов, бесконечном разнообразии цвета и фактуры. Жанровая “пограничность” его произведений располагает к их эмоциональному восприятию, настолько они красноречивы.
Ирина Кожахметова, вновь и вновь возвращая нас в милую страну детства, продолжает свою полюбившуюся серию “Старых кукол”, наполненных вполне узнаваемым состоянием их “души” и атмосферы, хотя она здесь физически отсутствует. Несмотря на миниатюрность персонажей, автору удалось передать с удивительными пластическими ухищрениями тончайшие подробности их сложнейших туалетов. Аналогии с миром человеческим прослежены достаточно впечатляюще.
Изабэль Вершурен прошла большую творческую школу, впечатляющую региональным размахом. Ныне проживает в Алматы. Надо полагать, что ее творческая пытливость и свела Изабэль с нашими керамистами. Владея немалым диапазоном технических средств, здесь она начала заниматься скульптурой из глины и раку. Она эффектно использует немногословность монохромного решения в малой пластике, акцентирующего необычайную выразительность силуэта и отдаленно напоминающего благородную утонченность египетской скульптуры. Техника же кракле позволяет ей создавать иные впечатления, где эстетическое богатство другого порядка, сосредоточенное больше на игре фактуры и взаимодействия живописных, как бы произвольно растекшихся пятен по поверхности изделий.
Выставка производит впечатление безусловным художественным мастерством, богатством ассоциативных интерпретаций, что позволяет воспринимать их в качестве образов - артефактов. Отсюда полнота как эстетического восприятия, так и апелляция к нашей интеллектуальной памяти.
Смысл жизни - в искусстве
В Государственном музее имени А.Кастеева состоялась юбилейная выставка, посвященная 85-летию со дня рождения Уке Ажиева. Это, пожалуй, тот редкий случай, когда каждое произведение на получившейся очень солидной, представительной выставке, по существу, - шедевр, достойный увековечивания. Хотя речь идет об акварельных работах, выполненных далеко не на вечном материале - на бумаге. Но, как выразился абсолютно точно Е.Мергенов: “Уке-ага - живой классик, и далеко не по возрасту, а по тому вкладу, который он сделал в отечественное искусство. Его творчество, как и немногих его достойных современников, можно смело обозначить как “ранний ренессанс казахстанского искусства”. Оно не обделено вниманием со стороны государства, будучи отмеченным многочисленными наградами и званиями, в том числе непосредственно к юбилею - орденом “Парасат”.
Уке Ажиев уже с первых своих работ состоялся как непревзойденный мастер акварели, которой он остается преданным и сейчас. Со временем в связи с все большим его проникновением в секреты технологии мастерство художника только возрастало по нарастающей. В экспозиции представлены маленькие по размерам, но бесценные по качеству произведения 50-х годов. Можно только представить себе невообразимые масштабы творческого наследия художника, и сегодня находящегося в отличной творческой форме. И не только... Уке Ажиевич достаточно активен и в сфере общественной жизни. Тут дает о себе знать его поистине славное прошлое участника Отечественной войны, общественная деятельность как коммуниста с выраженной социальной позицией. Солидность возраста не мешает ему проводить мастер-классы, где он щедро делится секретами мастерства с талантливой молодежью.
Хотя, к сожалению, сейчас редко кто обращается к технике акварели, ибо она требует терпения и снайперского попадания в композицию. Произведения У.Ажиева, написанные в разное время на разные темы, показывают обширную географию его путешествий, в которых точно подмечены и томность воздуха юга, и непреходящая красота архитектуры, и дыхание родной степи, и прекрасные перспективы городских пейзажей. Тонкая цветовая моделировка передает красоту безыскусных предметов, внутреннюю притягательность вдохновляющих художника моделей. Парадоксально, что художник в своем творчестве обращается к прозаическим материям, но непроизвольно добивается впечатления возвышенного и энергетически притягательного.
Елизавета Ким, искусствовед:
- Представленные на выставке работы более чем за 50 лет творчества художника все одинаково хороши по своему качеству. Автор в равной мере работает успешно во всех жанрах. А.Кастеев был современником Уке Ажиева, с которым они стояли у истоков казахстанского искусства. Выполненный художником портрет Абылхана Кастеева - на сегодня лучший из всех известных по исполнению. Великолепна серия “По Средней Азии”, отмеченная большим мастерством. И последние работы свидетельствуют о творческой стабильности мастера.
Мария Жумагулова |