|
Эстетика спорта и энергия искусства
В Центре современного искусства “Куланши” г.Астаны открылась персональная выставка художника из Алматы Данияра Кадырова. Посвященная Азиаде-2011, она называется “Семь свободных искусств”. Так он позиционирует свое концептуальное видение, предполагающее гармоничное взаимодействие спорта и искусства. Идея не нова, она берет свои истоки еще от древней Эллады, явившей миру беспрецедентные достижения в этих двух сферах, не отделимых друг от друга. Заботясь о совершенстве человеческого тела, эта страна стала зачинщиком олимпийского движения. Древние римляне на основе древнегреческой цивилизации развили образовательную программу семи свободных искусств, призванную далее совершенствовать духовную сферу. Но в какой-то момент неразрывная связь установившегося тандема была утрачена, когда эти важные ипостаси стали развиваться параллельно.
Данияр удачно вписался в проект Азиады, реализуя свою миссию художника. Первая поездка в Сингапур позволила ему накопить художественные впечатления, на основе которых появились произведения, повествующие о другом мире со своими ценностными ориентирами и предпочтениями. Так сделан первый шаг к практическому единству спорта и искусства. Создан прецедент, предполагающий свое дальнейшее развитие в творчестве художника. Ведь мы сейчас находимся только на подступах к Азиаде-2011.
В экспозиции представлены картины, демонстрирующие как тонкие живописные качества, так и восприимчивую к разнообразным жизненным проявлениям натуру художника. Данияр обладает счастливой способностью без особого труда находить объект для творческого вдохновения. И при этом он всегда достаточно последователен, чтобы довести свою задумку до конца. Пишет он быстро, максимально концентрируясь на первом эмоциональном впечатлении. Отсюда - особая энергетика и теплота запечатленных образов. Он свободно апеллирует живописными приемами, как результат серьезного тренинга в студенческие годы. Данияр не позволяет себе расслабляться, постоянно поддерживая свою творческую форму. И вполне понятно, что его наставник, известный художник Казахстана Камил Муллашев во время вернисажа не был разочарован достижениями своего ученика. “Он был одним из самых способных и настойчивых моих студентов. Вот эта его неуспокоенность и дает такие замечательные результаты”, - заметил маэстро. Данияр написал портрет знаменитого Кажимукана, хотя в его распоряжении была только его старая, далеко не качественная фотография. Ему важно было собрать информацию об этой легендарной личности, жизнь которой не была усыпана только розами. Сложная и неоднозначная психологическая характеристика модели удалась художнику.
Особым обаянием отличаются работы, в которых главными персонажами являются дети. Это и самые простые, и одновременно самые сложные модели. Художнику посильна передача детской непосредственности, естественности их поз, мотивации их поступков. Скоростная манера письма помогла ему запечатлеть экзотические уголки, современную архитектуру Сингапура, неповторимый облик его обитателей. С легкостью организовываемые Данияром мастер-классы прямо на улицах страны привлекли к нему массу моделей, зафиксированных в его многочисленных портретах.
Это реализованная первая часть задуманного большого проекта благодаря необычайному энтузиазму художника. Ожидается прекрасное продолжение.
Мастер широкого масштаба
95-летию со дня рождения Кулахмета Ходжикова посвящена юбилейная выставка в Государственном музее искусств имени А.Кастеева. Личность поистине универсального дарования, он оставил заметный след в истории отечественного искусства. Сценограф и художник кино, живописец и книжный график, исследователь и хранитель традиций казахского народного искусства - во всех этих ипостасях, требующих разносторонних способностей и знаний, Кулахмет Ходжиков проявил высокий профессионализм. Более того, в некоторых из них он явился основоположником, талантливо воплощая в жизнь познания, полученные в результате тесного творческого общения с известными мастерами советского кино. Человек высокого интеллекта, впитавший в себя с самого детства атмосферу высокого искусства, благодаря своей счастливой в этом смысле родословной, он в каждой сфере своей деятельности сумел оставить собственное видение и свою неповторимую творческую ауру. Книжная графика, в которой он проявил свою творческую свободу, запечатлев собственное восприятие литературного слога, и при этом сумел сохранить авторскую интонацию. Она эстетически выразительна благодаря изяществу линий либо тонкому соотношению и нюансировке темных и светлых пятен. Пронзительна по своему воздействию “Ледяная степь” к кинофильму “Джамбул”, где физически ощущаешь эту неотвратимую, пронизывающую до костей стужу. Столько драматизма в этих композициях, вызывающих адекватное сопереживание зрителей. Мастеру блестяще удаются батальные сцены построенных фризообразно и создающих иллюзию масштабности событий (серия “Годы великих бедствий”). Автор остро чувствует специфику каждого жанра, безошибочно попадая в контекст произведения и концентрированно передавая эмоциональный накал страстей, то предельно драматичных, то лиричных, то комичных по своему звучанию. Яркий фольклор к спектаклю “Острословы” сменяется теплым реалистическим решением сцен к кинофильму “Меня зовут Кожа”. Особая атмосфера отличает кинофильм “Алдар Косе”, за изобразительное решение которого автор был награжден специальным дипломом кинофестиваля.
Кулахмет Ходжиков оставил громадное наследие, ожидающее всестороннего исследования и глубокого осмысления.
Мария Жумагулова |