|
Айгерим Бейсенбаева
В рамках Недели французской культуры “Осенние встречи” в Казахстане прошли выступления известного хореографа и исполнителя Александра де ля Каффиньера, работающего в современном и неоклассическом стиле. Выступления хореографа состоялись в Алматы, Астане и Костанае
Александр де ля Каффиньер - выпускник школы танца Парижского оперного театра. Он начал карьеру в качестве солиста престижных танцевальных групп в возрасте 18 лет. На счету молодого талантливого танцора в те годы уже были главные роли в крупных театрах, в частности, в Оперном театре Берлина.
В 2001 году Александр де ля Каффиньер становится хореографом. Для оперного театра Софии он поставил несколько произведений, таких, как “Травиата” и “Аида”. После этого он был приглашен в Париж для постановки собственных хореографических спектаклей.
Кроме того, Александр активно занимается преподавательской деятельностью.
Оригинальность хореографического стиля Александра де ля Каффиньера заключается в смешении различных направлений. Его техника - нечто переходное между классической хореографией и современным балетом.
Своеобразная практика, которая позволяет связать прошлое и будущее и создавать посредством этого гармоничные связи между современностью и классикой. Почти десять лет Александр занимается преподавательской деятельностью, потому он использует принципы соединения классических и современных направлений в педагогике.
Благодаря методикам Александра классический танец приобретает большее понимание расположения тела в пространстве и нахождения центра тяжести.
В Казахстане Александр представил свой спектакль Contes rendus (“Рассказанные сказки”), а также провел конференцию на тему “История современного танца во Франции”. Хореограф провел несколько мастер-классов и поделился профессиональным опытом с воспитанниками хореографического училища Алматы, с членами ансамбля народного танца “Наз” Астаны и артистами филармонии Костаная.
- Я использую движения классической хореографии, - рассказывает Александр, - а также музыку и к этому добавляю современные навыки владения телом. Получается новая оригинальная методика.
Знания анатомии человеческого тела дали мне понимание принципа работы мышц. После многих лет преподавания я пришел к выводу, что, когда человек, занимаясь у станка, стоит к нему боком, у него нет возможности раскрыть потенциал своего тела полностью. Это нелогичное, на мой взгляд, использование станка. По моей методике, занимающийся стоит к станку лицом. Левой рукой держится за поручень, а правая свободна. Это мои собственные нововведения по использованию станка для хореографических занятий. Это необходимо для того, чтобы облегчить поиск равновесия во время упражнения, нужно для открывания стоп. И для того, чтобы лучше раскрыть технические возможности тела, достичь виртуозности владения.
- Казахстанская хореографическая школа отличается строгой дисциплиной. Как Вы можете охарактеризовать методы преподавания во Франции?
- Во Франции до сих пор практикуется довольно-таки авторитарный тип преподавания. Я тоже был жертвой такого строгого обучения. Сейчас система хореографического образования во Франции переживает революцию. Классический танец сегодня не так консервативен и закрыт для нововведений, как раньше.
Сегодня метод преподавания становится более гибким, более открытым. И происходит это благодаря культурному обмену между странами. Доступность информации, открытые границы между разными культурами обогащают танцевальные традиции, позволяют легко производить культурный обмен.
- Расскажите, пожалуйста, о спектакле “Рассказанные сказки”.
- Мое выступление представляет собой историю развития танца, эволюцию хореографии и владения тела. Это будет нечто новое для казахстанских зрителей.
Своеобразная танцевальная иллюстрация эпохи, в которой мы живем. На перекрестке культур, различных жанров и дисциплин. Это не педагогический взгляд на танец, а, скорее, определенная философия.
Эти хореографические движения позволяют наглядно увидеть элементы различных направлений - джаз, классику, неоклассику и даже хип-хоп.
Для зрителя, не очень близко знакомого с историей хореографии, выступление будет выглядеть как небольшой наглядный экскурс. Сюжет разбит на части, которые представляют ту или иную эпоху. Каждая из них имеет логическое завершение.
После каждого спектакля в Казахстане у нас была возможность поговорить с публикой - желающих задать вопросы, касающиеся выступления, было очень много. Вопросы зачастую показывали их удивление по поводу увиденного и интерес.
- Вы впервые в Казахстане. Поделитесь впечатлениями.
- Ваша страна открыта для познания культуры других народов. И это очень хорошо. Когда поступило приглашение из Казахстана приехать, мы, не раздумывая, согласились. Мы впервые в Центральной Азии.
Здесь мы находились в течение недели и посетили три города - Алматы, Астану и Костанай. Уезжаем с большим сожалением, так как за все это время нам так и не удалось оценить казахский традиционный танец - не было возможности. А также послушать местных народных музыкантов. Но мы хотели бы приехать сюда еще раз, чтобы поставить спектакль специально для казахстанцев. |