|
Меруерт Кудабаева
Юбилейный концерт учащихся и выпускников Алматинского хореографического училища стал праздником всех направлений танца - от классики и народно-сценического до танца модерн и эстрадного. Всех выступающих объединяло стремление к неустанному эксперименту - именно это прививал своим воспитанникам замечательный танцовщик и педагог, народный артист Казахстана Александр Селезнев, чье имя носит училище
Перед юбилейным концертом волновались все: от рабочих сцены до солистов и руководства училища и ГАТОБа имени Абая. Сейчас артистам предстояло отстоять право, чтобы называли училище не только единственным хореографическим в республике, но и ведущим в Средней Азии. На постсоветском пространстве Алматинское хореографическое училище - в пятерке лучших по СНГ.
Казалось, это волнение передалось и публике, которая ждала выпускников, обучающихся по системе Александра Селезнева, который заложил ее 75 лет назад.
В концертном зале имени Чайковского казахстанские артисты показывали поставленный Селезневым па-де-катр из балета “Раймонда” и композицию на музыку Фредерика Шопена. Училище заняло третье место! Это была первая победа молодых казахстанских артистов балета... сколько сегодня у нас дипломантов и лауреатов, которые работают в лучших театрах России, Франции, Германии, США, Канады и других стран! Сколько просто прекрасных артистов и педагогов!
“До 1941 года училище размещалось на улице Сибирской, в убогом помещении, где с утра до позднего вечера шли занятия по классическому танцу, - вспоминает народный артист республики, художественный руководитель Государственного академического театра танца Булат Аюханов. - Дядя Саша вел начальные классы, а потом, по мере взросления воспитанников, учил их до выпускного спектакля.
В холодные и голодные годы стоически нес он вахту просветителя и сам исполнял ведущие партии в “Лебедином озере”, “Эсмеральде”, “Медном всаднике”, “Камбар и Назым” и других балетах. Для каждого он находил слова любви и утешения, а когда началась война, с великой скорбью провожал на фронт еще неоперившихся юношей.
Дядя Саша долгое время жил прямо в училище и заботился о нас едва ли не круглосуточно. Он сам шил костюмы для учащихся, заглядывал в столовую интерната и следил за тем, чтобы нас хорошо кормили”.
|
...Зазвучала вариация из классического па-де-де, открылся занавес, и началась экзотическая сказка о красоте духа и тела, которая уже много-много лет увлекает зрителей музыкой П.Чайковского и хореографией Д.Баланчина.
Появление на сцене выпускницы, дипломанта VII международного юношеского конкурса “Фуэте Артека” имени Ю.Григоровича Асель Кумаровой вызвало бурные аплодисменты. Эта партия - одна из лучших партий талантливой балерины, исполняемая ею безукоризненно.
Высокий класс исполнения в вариации из балета “Корсар” Адана продемонстрировал обладатель стипендии имени народного артиста Казахстана Даурена Абирова Азамат Аскаров. Он покорил зал своим высоким прыжком, точностью поз и легкостью, с которой исполнил этот сложнейший номер.
Особый восторг зрителей вызвало “Прощание на млечном пути” Т.Шапая, хореография Г.Адамовой в исполнении солистов театра современного танца “Самрук” Елены Эзау и Ерсаина Мукаева. Успех этого простого на вид и труднейшего для исполнения атмосферного номера, в котором все иллюзорно и неуловимо, проникнуто интуитивными догадками и озарениями, всецело зависит от таланта его исполнителей. Чем он ярче, тем значительнее кажется адамовская хореография.
Перед вторым отделением юбилейного концерта зрительский ажиотаж ощущался еще острее. Второе представление с участием Адамжан Бахтияр, Балкии Жанбурчиновой, Айгерим Бекетаевой, Эльдара Сарсенбаева, Назгуль Жусуповой повторило успех первого.
В репертуар ГАТОБа имени Абая вернулся знаменитый балет Юрия Григоровича - Симона Вирсаладзе “Легенда о любви” Арифа Меликова, созданный по мотивам древневосточных легенд и пьесы Назыма Хикмета. В свое время спектакль совершил настоящий переворот в советской хореографии. Его превозносили “шестидесятники” - адепты насквозь танцевальных спектаклей и проклинали поборники хореодрамы.
Сегодня те бурные страсти, конечно, кажутся несколько наивными. “Легенда” обрела статус советской классики ХХ века и была признана одним из лучших сочинений балетной “ориенталистики”. Адажио из балета “Легенда о любви” на концерте исполнили выпускники училища, солисты театра, лауреаты международных конкурсов Гульвира Курбанова и Фархат Буриев.
А завершили концерт “Танцы часов” из оперы “Джоконда” А.Понкьелли, где танцевали только воспитанники Селезневки - учащиеся из младших и средних классов. Авторская редакция и постановка Натальи Воскресенской.
Театр юных артистов балета “Орлеу” при Алматинском хореографическом училище имени А.В.Селезнева открылся накануне юбилейного концерта.
“Это первая попытка, и замечательно, что осуществлена она именно в Казахстане, в Москве и Санкт-Петербурге такого нет. Впрочем, познакомившись с училищем, скажу: ваша школа хореографического искусства оставила мощное впечатление, - сказала заслуженная артистка РФ, президент Международного благотворительного фонда восстановления, сохранения и развития классического балетного искусства им. М.Петипа Наталья Воскресенская. - Какая тяга к вершинам классического балета!
Вчера на генеральной репетиции концерта комок в горле стоял, когда танцевали “Умирающего лебедя”. Вот такие здесь растут большие артисты. 75 лет - это начало новой славы!”
Справка “НП”
Александр Владимирович Селезнев был вдохновенным последователем высокой школы русского балета. Выпускник Ленинградского хореографического училища в 30-е годы он был солистом Мариинки и Большого театра. И так получилось, что в 1936 году, во время Декады казахского искусства в Москве, он познакомился с казахским балетным искусством. А через год получил приглашение в Казахский государственный театр оперы и балета на место объявленного врагом народа педагога и балетмейстера Александра Александрова. Чувствуя особую ответственность за то, что было начато попавшим под репрессии коллегой, Селезнев взял на себя заботу о его питомцах.
1952 год - первый Всесоюзный смотр хореографических училищ. Александр Селезнев отправился на него с группой своих учеников, это будущие заслуженные артисты республики Сания Тулусанова, Гани Акжанов, ведущая балерина театра, народная артистка Казахстана Сара Кушербаева и народный артист Казахстана Заурбек Райбаев. |