|
Новый ракурс познания человеческой сущности
В галерее “Тенгри-Умай” открылась персональная выставка Светланы Березовской “Опыт визуальной коммуникации”. Только недавно мы были очевидцами ее работ, в которых художница демонстрировала иной подход к живописи.
Нестандартность мышления художницы, своеобразие ее мировосприятия вызывают неоднозначную реакцию зрителей. Многое может показаться спорным (что не является недостатком), но очевидно наличие мастерства автора. Подобные эксперименты она позволяет себе не на голом месте (как это бывает, к сожалению, нередко в последнее время), а на основе глубокого знания натуры. Светлана идет дальше. Ее пытливый ум в уже, казалось бы, во всем высказанном обнаруживает новые аспекты художественного изложения. Представленное ею не вписывается в привычный формат. Это не “ню” в обычном понимании жанра. Несмотря на явную обнаженность моделей, это своего рода “портреты”, но не в их классическом виде.
Человеческое тело изучено художницей, она прописывает каждую деталь досконально и тщательно. Но не в целях достижения реалистичности изображения. Ее дотошность иного порядка. Каждая модель при этом не абстрактна, а обладает характерной конституцией тела, хотя опять же не человеческая индивидуальность в традиционном понятии интересует художницу. Их анатомическая обнаженность способна шокировать зрителя. Но это не самоцель автора. Она высказывает собственную позицию, но зритель вправе искать свои ответы на не поставленные в лоб вопросы. Это предлагаемый путь к познанию, постижению так до конца и не изученной природы человека как части Вселенной и части, во многом самодостаточной, но в то же время весьма уязвимой. Художница избирает и необычный ракурс подачи “образа”, что дает также дополнительный повод к размышлениям. Уж чего-чего, а красивости здесь обнаружить не удается. Тела то несколько запрокинуты, есть ощущение какой-то неустойчивости, тонкого балансирования, некой неловкости, переходного состояния. Несмотря на их чрезмерную обнаженность, они о многом говорят способному услышать. Ибо есть в них парадоксальный психологизм. То поднятые на зрителя ступни, то характерно провисающие руки, то запрокинутая голова - одним словом, в каждой фигуре есть нарастающая динамика, призванная по-своему обеспечить эмоциональный посыл художницы. Ее автопортрет вполне узнаваем, в ее красноречивой позе и неуловимых деталях передачи обнаруживается сложность натуры ищущей, харизматичной при кажущемся внешнем спокойствии.
Светлана и плоскость листа использует с разных позиций - то сверху вниз, начиная изображение с головы, постепенно доводит композицию по вертикали. Нарочито искаженные пропорции еще больше подчеркивают тяжеловесную форму модели, доводя ее до гротеска. Обычный цветной карандаш в умелых руках художницы приобретает разные качества: энергичный штрих, мягкая моделировка, линии, то округлые, очерчивающие абрис формы, то резкие, заполняющие пространство... Все это также работает на идею автора, создавая чувственную изменчивую природу человеческого организма.
Это новый опыт художницы, интригующий зрителя хотя бы попыткой разобраться в ее по-своему оригинальном осмыслении человеческого тела.
Праздник творчества состоялся!
В Алматы произошло значимое событие в культурной жизни Казахстана - фестиваль творческой молодежи “Талантам покоряются века”, ставившее своей целью пропаганду национальных культурных ценностей, поддержку творческой инициативы молодых людей, содействие развитию культуры среди молодежи и студенчества, а также помощь молодым художникам, фотографам и другим деятелям культуры в творческом росте. Организатор фестиваля - ОФ “Фонд первого президента РК”.
В рамках этого крупного, социально значимого проекта состоялись выставка молодых художников и фотовыставка. Их презентация произошла в великолепном зале под куполом здания, обеспечившем прекрасный обзор со вкусом выстроенной экспозиции. Сама круговая планировка помещения обеспечила оригинальность просмотрового ряда художественных произведений. Молодые художники и скульпторы продемонстрировали достаточно профессиональный уровень, дерзновенность поиска художественной мысли и их образного воплощения. Свойственно своему возрасту, они смело апеллируют современными ассоциациями, проявляют динамику в поиске темы и средств их воплощения. Не чужда им и реалистическая трактовка действительности, в которой они пытаются расставить новые акценты собственного видения. В области скульптуры превалирует камерный подход. Это в основном малая пластика в разных материалах.
Представительной получилась фотовыставка, где представлено 118 работ 23 авторов - фотографов клуба ZERKALO и киношколы Л.Т.Кузьминского - лауреатов и победителей фотоконкурсов и выставок в Казахстане и за рубежом. Они разрушают привычный стереотип банального подхода к фотографии, ведь сейчас ею не занимается разве что ленивый. Их высказывание происходит не только на уровне визуальной фиксации, но и способности высвободить особый момент и ракурс, когда воспроизводимые ими объекты способны еще удивлять и восхищать, сопереживать и домысливать.
Мария Жумагулова |