ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Сантиметры гениальности Культура

Айгерим Бейсенбаева
Кризисы приходят и уходят, а искусство вечно - можно ли с этим утверждением спорить? Однако отделить рынок живописи и наше бытие никак не получается.
Искусство так же продается и покупается, как любой товар. Что представляет собой рынок казахстанского искусства, какова ситуация на сегодняшний день и чего ожидать в будущем? Об этом и многом другом наш разговор с организатором и директором первого и единственного аукционного дома живописи “Жаухар” в Казахстане - коллекционером Нурлыбеком Бейсеновым

- Коллекционирование живописи - это для меня только хобби, не бизнес. Собираю картины давно, занимался этим еще в перестроечные времена. Особенно много приобрел картин тогда, когда различные музеи и фонды из-за экономических обстоятельств утратили свои позиции и очень много произведений искусства распродавалось. Именно в этот период на рынок вышло огромное количество картин. В то время картину Кастеева можно было купить за сто долларов. Это было вполне нормально.
Словом, это были произведения очень ценные, а их просто выбрасывали, можно сказать, из-за того, что не было условий для хранения.
А ведь это были работы целого поколения казахских художников - многие очень ценные. Хотя бы потому, что не было у нас старой казахской живописи. Казахская живопись образовалась только на рубеже XIX-XX веков...
В середине XVII века в казахскую степь стали приезжать исследователи и ученые из России и Европы - в основном это были этнографы. Прибывший из Англии Джон Кестель в середине XVIII века впервые написал портрет хана Абулхаира. Это был первый прижизненный портрет хана и первое упоминание в истории изображения казахов. Опять же рисовали не сами казахи.
А первым профессиональным казахским художником считается Абылхан Кастеев. Хотя если подойти объективно, то первым все-таки был не он, а Аубакир Исмаилов. Первое упоминание о работах Исмаилова относится к 1928 году - ему тогда было всего пятнадцать лет, а он уже выставлял свои работы. Исмаилова тогда отметили премией, наградили белым костюмом и отправили на учебу в Москву. Он мог бы войти в историю живописи, но он пошел по другому пути, посвятил себя другому делу - он стал балетмейстером, окончил ГИТИС.
Все остальные мастера появились уже позже, ближе к нашему времени. Кстати, того же самого Кастеева и многих других художников мне довелось видеть...
- Учитывали ли Вы ценность картин, когда их приобретали, или делали это просто из любви к искусству?
- Скорее, второе - из любви к искусству. Отец мой закончил Алматинское художественное училище. Мне передалась от него тяга к прекрасному.
- Расскажите об аукционной деятельности в Казахстане.
- Тут надо начать с того, для чего вообще организовываются аукционы. Вот я, допустим, собрал коллекцию картин. Для меня эти произведения представляют ценность. Я собирал картины согласно духовным потребностям, но в то же время мне было бы очень интересно знать, чего же они стоят.
Существует единый художественный рейтинг - в издании, которое выпускается в Москве. В нем указаны тридцать три с половиной тысячи художников и скульпторов СССР и дореволюционной России.
Но каким же образом оцениваются картины? Я могу сказать так: на всех крупных аукционах произведения оцениваются по размерам - в квадратных сантиметрах. То есть берется картина того же Пикассо, к примеру, и при ее оценке учитывается количество сантиметров, имя, эпоха, манера письма...
- А содержание произведения?
- А содержание, честно говоря, уже вторично. В первую очередь учитываются имя и квадратура. В зависимости от этих факторов формируется цена. То есть, грубо говоря, известные художники измеряются в сантиметрах. Но на первом месте все же стоит имя. Разумеется, картина малоизвестного художника ничего не будет стоить, каких бы размеров она ни была.
Это и есть рейтинг. Наши художники в российском рейтинге занимали максимум третью категорию из имеющихся семи. То есть в первую и вторую категории казахстанское искусство не входит.
Но в целом искусство должно быть востребовано в стране происхождения. C другой стороны, если у нас не очень высокий рейтинг, это еще не значит, что у нас нет хороших авторов. У нас своя очень достойная национальная культура живописи. Конечно, сказывается влияние русской изобразительной школы, но в целом искусство наше достаточно самобытно.
alt
Одно из самых известных произведений частной коллекции
При создании аукционного дома первая цель, которую мы преследовали, - создать рейтинг наших авторов. И, соответственно, определить стоимость их произведений. Естественно, с самого начала мы работали по очень простому принципу: выставляешь картину - не продается по одной цене, значит, надо уменьшить стоимость. В итоге картина все равно продается, и тем самым формируется рейтинг.
Оценивать картину должен специально обученный человек с лицензией оценщика и образованием искусствоведа. Людей, обладающих двумя этими специальностями сразу, у нас в Казахстане нет. Поэтому мы пошли по другому пути, и картины у нас оценивают сами покупатели.
- Такая оценка ведь абсолютно не объективна. Покупатели, наверное, редко имеют представление о художественном уровне работы?
- Такая оценка не может быть единственной мерой значимости художника. Автор может быть очень плодовитым, но продаваться недорого. Художники ведь бывают некоммерческими и коммерческими. Некоммерческие рисуют для души.
Одно время собирать картины было модно. У нас достаточно большое количество известных людей, которые увлекаются коллекционированием произведений искусства. И собирают по большей части не из экономических соображений, а исключительно из любви к прекрасному.
И уже только во вторую очередь идет расчет на то, что это экономически целесообразно. Потому что есть такая жестокая, но справедливая пословица: “Хороший художник - это мертвый художник”. Творческое наследие ушедшего от нас автора невосполнимо. Все картины уже на руках - в музеях и частных коллекциях, а новых работ уже не будет. Соответственно, возникает дефицит, что, в свою очередь, обуславливает повышение цен на произведения этого автора.
Самые дорогие художники сегодня - это Хлудов, Калмыков, Кастеев...
Артбизнес в Казахстане развивается очень медленно.
- А если не сведущие в искусстве покупатели произведение просто “не поняли”, оно все равно уходит по низкой цене?
- На рынке казахстанской живописи реализовывались по большей части произведения в жанре реализма. И тем более, как я уже говорил, содержание вторично. Конечно, можно не понять “Черный квадрат”, но когда изображены степь и табун лошадей, то тут проблем с восприятием обычно не возникает.
И вообще, пусть в приобретении работ будет даже просто голый практицизм, это все равно благотворно влияет на национальную живопись.
- Есть ли вероятность приобрести подделку? И есть ли специалисты, способные подтвердить подлинность произведения?
- Аукционный дом специализируется исключительно на казахской живописи. Такое ограничение существует потому, что, как юридическое лицо, аукционный дом не имеет права продавать неподтвержденные работы. А у нас в стране есть искусствоведы, специализирующиеся только на казахской живописи. У нас нет специалистов, которые могли бы дать достоверное заключение о живописи русской, европейской и так далее.
Есть у нас в Казахстане один коллекционер, бизнесмен, который очень много скупал произведений живописи в Узбекистане. В результате у него собралось много хороших работ, но половина из них, как мне кажется, подлинниками не являются. А проверить это у нас коллекционер все равно не сможет. Я эти работы видел - большинство из них действительно очень старые, но ведь и в старину было много копий, подделок...
- Что Вы можете сказать о современной казахстанской живописи? Выставляются ли работы наших авторов на аукционах?
- Честно говоря, наша современная живопись мне не очень нравится. Есть хорошие авторы, конечно, но их довольно мало...
А насчет участия в аукционах - выставляли мы несколько раз работы современных авторов. Они вообще никакого интереса не вызвали.
Я не Третьяков, который собирал произведения своих современников. Талант, конечно, сразу заметен, но все равно это не мое.
- Расскажите о своей коллекции. Какие работы представляют Вашу гордость?
- В моей коллекции более 600 произведений - только казахская живопись. По большей части они хранятся в музее. У меня есть работы казахстанских художников 50-х, 60-х, 80-х годов прошлого века. В данное время я, так сказать, охочусь за картинами, написанными в 40-е годы. Это очень интересный пласт работ, личностей военных и послевоенных лет. Это тот же КарЛАГ, где сидели очень известные художники, начиная с Эйферта, первого директора Эрмитажа. Он был узником КарЛАГа, очень много здесь рисовал. Или Брюмер - отсидев в КарЛАГе, он осел в Казахстане, в Джамбуле. Надо сказать, наши художники многому научились как раз у тех авторов, которые были здесь политзаключенными. Работы этих авторов составляют очень важный пласт истории изобразительного искусства Казахстана.
У меня есть четыре вещи такого известного татарского художника, как Урманче. В Татарстане это художник номер один. Как у нас Кастеев. Я как-то позвонил в один из музеев Татарстана, хотел атрибутировать имеющиеся у меня работы. Связался с искусствоведами и отправил эти четыре вещи по Интернету. Они сказали - стопроцентно Урманче, и вы должны нам их продать, так как это наше национальное достояние - работы нашего первого татарского художника. Я бы сказал, что вопрос этот спорный. Художник же написал их на казахской земле. Я не продал эти картины. Во-первых, потому что это часть нашей истории, во-вторых, музей бы не дал за них хорошую цену.
- Что Вы можете сказать об уровне спроса на казахстанскую живопись? Повлиял ли кризис на рынок реализации живописи?
- Я могу сказать однозначно только то, что экономическая ситуация всегда влияет на искусство. Искусство хорошо развивается тогда, когда есть богатое государство и богатые люди. В экономически трудные времена искусство становится вторичным. Кризис очень сильно повлиял на наш рынок живописи. Мы в данное время аукционов не проводим, потому что просто нет клиентуры.
А вообще еще до кризиса у нас сформировалась некая прослойка людей, которая поняла, что приобретение произведений искусства - это вложение средств. Хотя лично для меня такой стимул не близок, для меня важнее, чтобы люди понимали, что вкладывают деньги в историю. Мое собрание достанется моему внуку. Некоторые из этих произведений были написаны еще до моего рождения. Конечно, они представляют определенную материальную ценность, но для меня - все-таки больше духовную.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
В.Эйферт НИКОГДА не работал в Эрмитаже !!!!Будьте внимательны при написании статьи.
У меня есть работы В.Эйферта для продажи 30-40 годов.Пишите!
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение