|
Меруерт Кудабаева
Впервые в Алматы прошел фестиваль уличных театров “Место в гороDе”, на который приехали артисты из пяти стран - всего более 11 театров. Большинство артистов - французы, поскольку уличный театр во Франции сейчас переживает период расцвета
За два дня на улицах Алматы прошли неповторимые яркие представления. Подобного слета уличных театров в Казахстане еще не бывало.
Фестиваль - замечательная возможность увидеть, как первобытные театральные формы существуют в сегодняшней реальности, какова реальная доля импровизации и зрительского участия в уличном действе, используют ли уличные театры опыт, накопленный в театре стационарном. На алматинском фестивале были представлены все виды уличных представлений: от петрушечного театра и скоморошьих забав до мистериальных действ.
Словом, искусство, которое актеры показали на Арбате и в Парке имени 28 панфиловцев, - это смешение жанров. Клоунада, пантомима, театр, акробатика - все вместе получается понятное зрителям, веселое шоу... Уличные спектакли, сыгранные в Алматы, разделили алматинцев на две группы: одни весело хохотали, другие не понимали, что происходит и требовали прекратить “это хулиганство”. Такая реакция публики свидетельствовала о том, что уличный театр выполняет свою задачу, внося веселую смуту в размеренный ход жизни. Приятно шокировали нашу публику артисты из французского уличного театра “Купидоны”.
В первый день фестиваля ровно в 13.00 лихой актер, подбежав к молоденькой девушке, смело поцеловал ее в щечку, при этом вызывающе поглядывая на ее спутника. Актер был одет в трогательную юбочку, а другой - в стринги. Они останавливали прохожих, на ломаном русском осведомляясь о делах...
С такого хулиганистого представления начался фестиваль. Любопытно, что актеры из Бельгии, Германии и Кыргызстана, несмотря на большой опыт, заметно волновались перед предстоящим выступлением. И их можно понять.
|
Зрители, как актеры |
Отличительной чертой уличных театров является то, что любой зритель смог неожиданно для самого себя превратиться в участника театрализованного действа, раскрепоститься, забыть о проблемах и очутиться в удивительном мире импровизации и тонкого юмора. А минимальное использование технических средств и декораций требует от артистов огромной эмоциональной отдачи, и они с честью справляются с поставленной задачей. Сейчас очень непросто заинтриговать публику и держать ее в напряжении на протяжении целых двух дней.
Кстати, оценить их игру почтенная публика могла абсолютно бесплатно. Билеты на постановки не продаются. Более того, актеры во время мини-спектаклей дарят понравившимся им зрителям цветы и конфеты. Киоски, гаражи, урны, рекламные вывески, лавочки становились декорацией, все стало театральной площадкой. Все оказывалось в немыслимом соседстве: неожиданно в центре Арбата появились два высоченных лысых охранника. Они с любопытством осматривали прохожих, заглядывали в магазины, старались заслонить собой зевак, как бы пряча их от невидимых пуль. Публика быстро вживалась в роль и даже подыгрывала бритоголовым “амбалам”, которые бросились целовать изумленных полицейских... Равнодушных к этому действу точно не было.
Уличный театр возвращает нас к тому времени, когда в театральном действе не было актеров и зрителей. Зритель является едва ли не главным действующим лицом этого типа театра. В уличном театре упразднено само понятие репетиции. Попытка предугадать основные моменты предстоящего контакта с публикой абсурдна. Поэтому акции артистов уличного театра можно назвать спектаклями без репетиций или репетициями без спектакля в его привычном понимании. Действо создается только в момент встречи актеров с публикой.
Французские музыканты из “Империи Кикиристан”, несмотря на комические костюмы, забавные шапочки и явно короткие брюки, воспринимались публикой, как настоящие мачо. Они покорили алматинцев и гостей южной столицы.
|
Слышу, но не говорю |
В течение двух дней музыканты исполняли свои неповторимые композиции на местном Арбате. Они делали небольшие перерывы, но стоило саксофонисту только взять в руки свой инструмент, как зрители тут же собирались вокруг и начинали танцевать.
Музыканты признавались зрителям в любви, импровизировали и разыгрывали под музыку самые настоящие постановки, главными героинями становились женщины. Еще алматинцы увидели дружелюбных посланцев, которые спустились к нам на Землю с другой планеты. Труппа артистов Outre Rue из Бельгии прихватила с собой парочку инопланетных созданий. У этих пришельцев слишком большие чувствительные уши, и они, естественно, не понимают ни одного нашего слова. Необычную программу подготовили театральные коллективы из соседнего Кыргызстана. Не лыком шита известная казахстанская группа пантомимы под руководством Сергея Червякова. Они подготовили аттракцион “Живые статуи”.
|
Ожившая статуя |
Уличные актеры из известных коллективов сделали все, чтобы фестиваль стал настоящим театральным действом, начиненным сюрпризами для всех жителей города. Стало очевидно, что публика готова к восприятию современного уличного театра. Думается, скоро в нашей стране должны возникнуть подлинно уличные театры, должна продолжиться традиция ярмарочных и балаганных театров на уровне, соответствующем изменившемуся сознанию публики. Раз есть спрос - появится предложение. Как нам не хватало такого праздника после всех потрясений и разочарований нынешнего кризисного времени - праздника, из которого родилось сценическое искусство (зрители впервые так отчетливо убедились, что театр - это не только драматические, оперные и балетные постановки, но и уличные и карнавальные зрелища, перформансы, инсталляции и клоунада). И главное, мы осознали то, что так хорошо понимали наши предки: праздник - не пустая трата времени, он имеет сакральное значение, служит обновлению жизни, заряжая ее неиссякающей энергией. Идея привезти караван уличных театров принадлежит “АРТиШОКу”, который тоже в свое время начинал с перфомансов под открытым небом.
“Почему-то у нас играть на улице считается ниже достоинства артиста. Мы решили изменить эту точку зрения”, - говорит директор “ARTиШОКа” Вероника Насальская.
Так что, с грустью расставаясь с фантастическим фестивалем, можно воскликнуть: “Прощай, ушедший фестиваль, и здравствуй, фестиваль грядущий!..” |