|
Ближе к истокам
В выставочном зале Союза художников открылась юбилейная выставка Карима Бекенова. По признанию коллег, необыкновенно сдержанный, немногословный по своей натуре художник остался верным своей творческой позиции, невзирая на всяческие исторические и жизненные перипетии. Это и позволило ему сохранить неизменной художественную линию собственного творчества, не размениваясь ни на какие компромиссы.
Карим Бекенов большую часть своего творчества также посвятил книжной иллюстрации. Особую любовь он испытывает к устному народному творчеству, и этот выбор художника не случаен. Ведь только благодаря эпосу, сказаниям, притчам, пословицам и поговоркам возможно сохранение духа народа, неизменности его менталитета. При этом художник не зацикливается на своеобразии казахского фольклора.
В экспозиции представлены иллюстрации к чеченской, аварской, немецкой, русской, латышской, чешской и другим сказкам народов мира. И в каждой из них безошибочная характеристика национальных персонажей, тончайшая разработка деталей, передающих острый, индивидуально неповторимый колорит изображаемой страны. Ограниченность в цвете - черно-белая графика - отнюдь не ограничивает изобразительные возможности художника, что неизменно компенсируется интересными композиционными находками, выразительностью игры света и тени, артистизмом линеарного рисунка. Искрометный народный юмор и жизнеутверждающий характер произведений - главная мотивация обращения автора к данной теме.
В особом ряду станковая графика художника. Даже обращаясь к уже набившим оскомину темам, художник находит собственное толкование. В “Байтереке” акцент делается не столько на собственно самом конструктивном сооружении, сколько на составляющих элементах фона. “Перекочевка” - тема, имеющая немыслимое количество интерпретаций, однако же и здесь художник нашел собственную оригинальную трактовку, любопытную даже с этнографической точки зрения.
Примечательно, что национальная тема стала главной в творчестве художника не со времени обретения независимости Казахстана, как это случилось со многими, почувствовавшими, наконец, потребность в самоидентификации. А это непреложное кредо Карима Бекенова с самых истоков его творчества. Его многофигурные композиции, как правило, отличаются сложностью замысла, что находит логическое отражение в самой “кадровке” листа, характеризующегося неоднозначностью структуры изображаемого. Для художника нет мелочей, обойденных его пристальным вниманием. Не говоря о значимых персонажах, каждая деталь красноречива и иносказательна в соответствии с самой природой народного творчества. Даже в изображении многочисленных животных, фигурирующих в сказках, есть свой неповторимый характер в соответствии с фабулой произведения.
Карим Бекенов остается бесконечно преданным своему творчеству и щедро делится накопленным багажом со своими учениками, видя в этом свое предназначение на земле.
Продолжение
тигровой каллиграфии
“Прорыв” - так называется композиция 2005 года Абдукарима Исы, представленная на его персональной отчетной выставке в Музее имени А.Кастеева. Слово емкое, энергичное, динамичное и действенное по своей сути определяет все его творчество.
Начав с “Тигровой каллиграфии”, принесшей художнику международное признание, он идет дальше уверенно в развитии этой темы.
Образ тигра - не объект, явившийся самоцелью для автора, а, по его собственному признанию: “Это мой алфавит, я пишу идею”. Это прекрасное животное - повод, чтобы передать то неистовое, неукротимое духовное состояние, которое переполняет художника и выплескивается на полотно. Чтобы уметь самовыражаться подобным образом, нужно просто пребывать в этом творческом состоянии беспрерывно, что называется, до самосожжения и внутренней релаксации.
Понятно, что для Абдукарима Исы творчество - не одноразовый акт предстояния перед мольбертом в мастерской. Через его притчи, стихи, рассказы, графику и живопись становится очевидным глобальный интеллектуальный процесс, который переживает художник. Именно благодаря такому неистощимому темпераменту, потоку чувств и энергии его произведения находят адекватный отклик. Движимый внутренней страстью, художник создает полотна, в которых живопись и графика просто не имеют границ. Здесь нет общепринятого верха и низа композиции. Эту мощную стихию цвета и линий невозможно остановить. Локальность открытых цветов не раздражает, а позитивно возбуждает зрителей. Черный цвет - одно из активных средств выразительности художника - вовремя останавливается им, чтобы не стать доминантой и основанием для пессимизма.
А само изображение тигра - это целая тема для отдельного разговора. Бесконечное число его интерпретаций рождает столь же бесчисленное число ассоциаций. Это и характер животного, приобретающий нескончаемое количество психологических нюансов, ритмические ходы автора - от полной статики до безудержной динамики. Зритель имеет возможность участия в азартной игре поиска тигра (не в темной комнате), хитроумно “упрятанного” в изощренных “закоулках” композиции.
Искусствовед Валентина Бучинская:
“Он персонифицирует свои мысли и ощущения в символическом образе тигра, который в мифологии олицетворяет силу, энергетику и мудрость жизни. Он придал этому образу новое прочтение, адекватное сознанию XXI века. При этом он внес много личностных моментов, что делает его искусство живым и непосредственным”.
Мария Жумагулова |