|
Василина Воркова
Сабит Досанов - видный казахский писатель, заслуженный деятель РК, лауреат Международной премии имени М.Шолохова, академик Российской академии педагогических и социальных наук, недавно стал еще и единственным казахстанским писателем, принятым в ряды Академии российской литературы. Крупный писатель и общественный деятель в романах, книгах документальной прозы и в интервью страстно и увлекательно говорит об острых, сложных проблемах нашего общества
- Сабит Аймуханович, что Вы чувствуете, став академиком Академии российской литературы?
- Российская литература - великая литература. Поэтому признание ее корифеями - а в составе академии Сергей Михалков, Юрий Бондарев, Валентин Распутин, Юрий Поляков - моего вклада, высокая оценка моих произведений, безусловно, особенно меня взволновали и обрадовали. Мнение истинных мастеров пера о моем творчестве для меня значит чрезвычайно много.
Но это и большая ответственность - быть членом такой академии. Теперь у меня прибавилось обязанностей, нужно еще более ответственно подходить к творчеству, служить дружбе народов, дружбе литераторов. Казахстан и Россия - давние друзья, у нас одна история и одна судьба.
- Расскажите, над чем Вы сейчас работаете.
- Последние десять лет я посвятил работе над четырехтомным романом-эпопеей “Двадцатый век” и недавно закончил последний том. На русском языке вышел первый том, второй уже готов к печати. На казахском языке вышло уже 3 тома, последний, 4-й, осталось отредактировать.
Когда первый том вышел в Москве в издательстве “Советский писатель”, то на конференции по роману “Двадцатый век” академик Феликс Кузнецов, делая доклад, сравнил мое творчество с творчеством Шолохова. Эта оценка для меня важна, потому что я очень люблю Шолохова, уважаю, считаю его своим учителем наряду с Мукановым, Ауэзовым, Мусреповым, Мустафиным.
Кроме того, у меня еще много общественных дел. Я - член совета “Проза” в Союзе писателей Казахстана, член правления Союза писателей, член художественного совета издательства “Арда”, часто выступаю по радио и телевидению, пишу статьи в газеты.
- Какие проблемы волнуют Вас, как писателя и общественного деятеля?
- Все в мире взаимосвязано, и ничто не проходит бесследно. Если, скажем, в одном даже отдаленном уголке земного шара происходят катаклизмы, то их отголоски мы будем ощущать по всей земле. А писатель, как камертон, настроенный на человеческие радости и горести, на дыхание природы, услышит их первым.
Вот все сейчас говорят об изменениях климата, о глобальном потеплении, но действительно серьезные усилия предпринимать пока не торопятся. Люди, как хищники, рвут добычу на части, раздирают землю, стремясь побыстрее выбрать ее богатства во имя сиюминутного обогащения. Экосистема нашей земли уже не выдерживает, она на грани катастрофы.
Важно помнить, что природные богатства надо сохранять. Нельзя нарушать равновесие в природе, оно слишком хрупкое и уязвимое. Рано или поздно природа ответит нам бумерангом. Но нам подавай газ, нам нужно все больше нефти, металла, воды. Из-за этого и землю опустошают, и войны развязывают. А с ними опустошаются, черствеют, скудеют души, происходит необратимая их деградация. Человеческие ценности уходят на второй план, зато во главу ставится богатство любой ценой.
Люди, на мой взгляд, стали холоднее относиться друг к другу, отстранились друг от друга. Раньше если у соседа или знакомого случалось радостное событие, то радовались вместе, если было горе - вместе делили. Близкие человеческие отношения куда-то теряются.
Забываем мы о наших традициях и заветах предков. Я предлагаю воспитание подрастающего поколения провозгласить национальным приоритетом. А для этого на достойное место поднять национальную культуру, литературу, искусство.
У нас есть замечательные документальные фильмы. Например, ленты основоположника документального кино Казахстана Ораза Абишева. Эти двадцатиминутные ролики - кладезь народной педагогики, наша история, неоценимая летопись славных дел и энциклопедия лучших людей Казахстана. Если их демонстрировать на телевидении вместо фильмов ужасов и бесконечных убийств, отупляющих, оглушающих клипов, они сделают в воспитании нашего молодого поколения очень много.
Не только в городах, но и в аулах молодежь перестала читать книги. А как холодно к литературе относятся чиновники! Но я уверен, что положение исправимо. Когда я встречаюсь с молодыми казахстанцами, работающими за границей, выпускниками “Болашака” или смотрю такие интеллектуальные передачи, как “Лидер XXI века”, я восхищаюсь молодым поколением. Как сказал Магжан Жумабаев: “Я верю в нашу молодежь!”. Какая сегодня наша молодежь - такое будущее у нашей страны!
У великого режиссера Бориса Покровского, поставившего двести спектаклей в Большом театре, есть такое выражение: “Если не будет у нас достойного искусства, не будет и страны. Никакая экономика, никакая политика - ничто, кроме подлинной культуры, не поможет нам поднять голову”.
Очень велико значение литературы для общества в целом. Писатель Андрей Битов сказал: “Если у человечества забрать литературу, останется лишь бряцание оружия и звон монет”. А у нас условия для развития литературы и культуры до сих пор не соответствуют уровню цивилизованного государства.
Мой наставник, классик казахской литературы Габит Мусрепов, перед смертью написал в завещании: “Если не будет велика литература и искусство, нация не будет великой”. Наши чиновники, к сожалению, не только не читают произведения литературы, они не знают своих классиков, фамилий ведущих писателей. Они много теряют, их души скудеют.
- Как повлиять на молодежь, на современное общество, чтобы они заинтересовались, начали читать книги казахстанских авторов?
- Каким либо указом или силой нельзя заставить читать книги. Нужно создавать условия как для читателей, так и для деятелей литературы и культуры. На сегодняшний день казахстанские книги выходят тиражами по тысяче экземпляров, в лучшем случае - три тысячи. В Казахстане около 30 тысяч библиотек, даже им подобных изданий не достается. Чтобы довести книги до читателя, до молодежи, нужно организовывать встречи с творческими людьми, писателями, артистами. Тогда они заинтересуются, у них появится желание читать, народ вернется в литературу, в искусство.
- Каким произведениям Вы сами отдаете предпочтение? Нравятся ли Вам произведения современных писателей?
- Произведения классиков являются моими настольными книгами. Я перечитываю Толстого, Стендаля, Шолохова, Ауэзова. Я не пропускаю ни одного труда моего друга Олжаса Сулейменова. Ведь когда читаешь произведения великих людей, они дают пищу для ума, обогащают внутренний мир, заставляют глубже смотреть на вещи.
Но я читаю и новинки литературы. Например, в последнее время стал популярен бразильский писатель Пауло Коэльо. Я читал его произведения, но ничего особенного не нашел. В известном романе “Алхимик” нет ничего нового, содержание простое - пастух, который ищет свое счастье. Такой же сюжет можно найти в книге “Тысяча и одна ночь”. Еще я читал “Заир” и тоже не нашел авторских художественных приемов, хотя вокруг этого романа было много шумихи. Но мне понравились произведения японского писателя Харуки Мураками. У него свои особенные писательские приемы, новые образы.
- Вы закончили “Двадцатый век”, какие у Вас творческие планы?
- Я очень люблю театр, драматургию. В свое время я написал несколько пьес. Например, в 80-х годах моя первая пьеса “Циклон” была поставлена на сцене Казахского государственного академического драматического театра имени М.Ауэзова. Позже спектакль с большим успехом прошел в Атырауском, Жезказганском, Аркалыкском и других театрах. “Циклон” тепло встретили и зрители Кыргыстана, Узбекистана и многих других стран.
Работая над эпопеей, я нашел время написать пьесу “Круги ада” на основе декабрьских событий 1986 года, но ее пока не поставили на сцене. У меня уже сложилось несколько сюжетов для романов и повестей, но в первую очередь я хочу написать драматические произведения на современные темы, потому что сейчас материал дает сама жизнь, так как изменился облик людей, их души, отношения между ними. |