|
Весомость глины,мягкость металла...
В арт-центре “Алма-Ата” открылась очередная персональная выставка Эдуарда Казаряна “Земля и воздух”. А буквально неделю назад завершилась демонстрация его 46 работ на выставке в Музее современного искусства г.Астаны. С 1989 года автор находится в беспрерывном творческом процессе. Художник универсального дарования чувствует себя в равной мере комфортно в любом материале, абсолютно контрастном по своим свойствам, технологиям, способам эстетического воздействия.
Творческая зрелость Казаряна определилась еще с первых его шагов. Способность мыслить глобально идеально совпадает с возможностью реализовать свои нестандартные идеи на практике. Это редкое совпадение эмпирических способностей мастера в сочетании с профессиональными знаниями. Особо актуальным представляется мировоззренческий концепт автора, изнутри чувствующего еще не вполне осознанную природу человечества по поводу стремительно надвигающейся экологической катастрофы. Отсюда вполне обоснованы его ландшафтные проекты, позиционирующие его видение в гармонии естественного совершенства Вселенной с созидающим духом творений рук человеческих. Досконально изучив древнейшие технологии (мало изменившиеся за тысячелетия), он берет на себя смелость отказаться от каких-то установившихся канонов, чтобы создать кардинально новые художественные качества в соответствии с эстетическими вкусами сегодняшнего дня. Это, в свою очередь, органично ложится в разработанную им собственную идеологию творчества.
Художник неистощим на художественные идеи и замыслы. При столь высокой продуктивности в каждой области искусства трудно не повториться. Им демонстрируется беспрерывное развитие стиля как в керамике, так и в металле и гобелене. В них, несомненно, проявляются свойства как станкового, так и монументального искусства. А в целом - это неповторимый симбиоз разнородных начал, что и составляет особенность высокого искусства. Ведь оригинальность творческой мысли невозможно вписать в стандартные схемы.
Искусство Казаряна космополитично по своему духу, ибо он непроизвольно интерпретирует архаичную субстанцию, в итоге создавая самодостаточную образную структуру, адекватную его внутренним устремлениям. А воссоздание грандиозной творческой мастерской на собственной территории и есть свидетельство неотделимости сложности технологического процесса от получившегося в результате художественного продукта. Это наглядная демонстрация материализации произведения искусства, в котором его плоть и “душа” неразрывны друг от друга. Масштабность произведений Э.Казаряна вполне органично соответствует пространству арт-центра.
Искусствовед Баян Барманкулова:
- Художник использует два противоположных материала в диаметрально расположенных целях. Тяжелая глиняная масса преобразуется в монументальных жизнерадостных представителей животного мира, готовых украсить даже самую унылую среду нашего обитания. Металл, напротив, стремится дать волю пустоте, воздуху, пространству и одновременно заявить о себе, деликатно обозначив границы своего присутствия легкими контурами загадочных артефактов.
Преобразованная реальность
Открылась персональная выставка Андрея Ноды в музее искусств “Умай”. Надо полагать, это не просто совпадение, что сразу после завершения демонстрации его работы в Музее современного искусства Астаны вместе с произведениями Эдуарда Казаряна они одновременно организовали свою экспозицию на разных площадках Алматы. Ведь они не просто коллеги по творчеству, но и ровесники, друзья по жизни. И, в первую очередь, единомышленники, новаторы, выработавшие по существу собственный мировоззренческий постулат с учетом современной историко-социально-художественной ситуации. Однажды высвободив для зрителя собственное профессиональное кредо, они не остановились, а последовательно продолжали свое развитие, поражая нас все новыми и новыми откровениями.
Андрей Нода, подобно Казаряну, также достаточно многогранен, высказывая свою гражданскую, человеческую, художественную позицию через поэзию, живопись, графику, фотографию, керамику. Это разнообразие выразительных возможностей позволяет ему передать собственное понимание мира в философском и образном аспекте. При этом ему не грозит нередко встречающаяся ситуация при таком разбросе порой полярно используемых средств и технологий оказаться жертвой собственноручно созданного хаоса идей и замыслов. Ибо он четко представляет себе собственный посыл к зрителю.
Живопись в “Умае” не выбивается из общего стиля художника. И все же в его творчестве всегда присутствует интрига. Ему удается не разочаровать своего зрителя. В рамках найденной уже апробированной манеры появляются новые произведения, в которых завораживают находки, не столь явные и очевидные на первый взгляд. В этой тончайшей, на уровне интуиции, вибрации цвета и формы, линий и ритмов художник вступает в сложный диалог со зрителем, желающим угадать и развить в собственном воображении едва уловимые интонации образных размышлений автора. “Мостик”, “Уединенные” - объединяют новые цветоносные сочетания, где доминирует сиреневый цвет. “Вальс”, “Легкий натюрморт” - решены в ином колористическом и эмоциональном ключе.
В работах Андрея Ноды всегда поражает несовместимая совместимость простых конфигураций, сведенных в итоге в сложную ритмическую и цветовую взаимосвязь. В отдельных работах прямолинейная метафора художника получает мгновенный адекватный отзвук от зрителя (к примеру, “Пустой дом”). Да-да, сколько работ - столь и многообразна ответная реакция. Работы художника всегда узнаваемы и при этом всегда ожидаемы, что являет счастливое свойство его неповторимой живописи.
Мария Жумагулова |