|
Айгерим Бейсенбаева
Музыкант задает первую ноту. Начинает звучать музыка. На сцене стоит поэт, который читает стихи. И этот персонаж, в свою очередь, оказывается вовлеченным в графику, в изображение. Поэт становится элементом изображения.
По словам участников проекта “Пчелы Майя”, даже для них самих идея представления звучит абсурдно - три интроверта выходят на сцену, чтобы показать зрителю закрытый процесс - как рождается искусство
Проект “Пчелы Майя” творческого объединения “Северный полюс” - это необычное сочетание музыкального выступления, поэтического вечера и медиавыставки. При этом представление является практически импровизированным и спонтанным. На глазах у зрителя происходит процесс создания чего-то нового, поиск необычных настроений и впечатлений.
“Пчелы Майя” - это диалог трех творческих людей - музыканта Мамеда Садых-Пура, поэта Юрия Серебрянского и графика Артема Калюжного.
О том, как возникла идея создать подобный необычный проект, рассказывают члены творческой группы поэт Юрий Серебрянский и художник Артем Калюжный.
Ю.С.: Творческое объединение “Северный полюс” - это детище музыканта Мамеда Садых-Пура, существующее уже около двадцати лет. Все это время Мамед записывал альбомы с различными музыкантами.
Однажды он позвонил мне и предложил сделать совместный проект, в котором будут участвовать мои стихи и его музыка. Мы встретились и обсудили, и в итоге было решено пригласить еще одного члена группы - художника Артема Калюжного.
Получилось трио “Пчелы Майя” - музыка, поэзия и графика - все три составляющие, неразрывно связанные друг с другом на выступлении. И смысл проекта в том, чтобы показать взаимодействие, и концерт наш по большей части импровизация.
Название придумал я. Но концепция меняется от выступления к выступлению. Изначально это было названием стихотворения, но фраза выпала из него и стала существовать самостоятельно. Теперь у нее появляются новые смыслы на каждом выступлении.
- Как происходит подготовка к выступлению, если оно импровизированное?
Ю.С.: Мои стихотворения готовые, есть какие-то заготовки у Мамеда, а также у Артема. Во время выступления мы смотрим друг на друга, чувствуем атмосферу места - каждый раз мы выступали в разных местах. И в соответствии с этим рождается действо.
Наше объединение существует всего несколько месяцев. Проект маргинальный, и потому, я думаю, были зрители, которые его не поняли. Мы выносим всю кухню создания произведения на зрителя, но прежде всего мы получаем удовольствие от взаимодействия друг с другом.
В принципе, если взглянуть шире, то это шоу-бизнес. Также звучит музыка, есть человек с микрофоном, есть эффекты, но мы воздействуем по отдельности.
А. К.: Да, во-первых, проект чудной, а во-вторых, мы сами еще сердцевину не нащупали. Есть вещи, которые не получаются, это мы ощущаем по реакции зрителей и по собственным ощущениям.
Я думаю, все три раза мы осуществили задуманное на двадцать процентов. На самом деле в поиске и заключается наша задача. Мы не стремимся сделать некий законченный перфоманс, а желаем постоянно совмещать три вида искусства, находя точки соприкосновения так, чтобы Мамед, играя, почувствовал то, что я рисую. Чтобы это порой сходилось воедино, но это не должно совпадать постоянно. Мы не ставим такой задачи. Как только получится законченное целое отработанное произведение, нам придется взять его и убрать в сторону. Отдать в музей “Поля чудес” и браться за новое.
Весь смысл в процессе создания. Не в том, чтобы получить готовый результат, а в том, чтобы зритель наслаждался процессом. Иногда зрители только с середины программы начинают понимать, что происходит.
Каждый раз придумывается история. Перед тем как начать играть, мы придумываем легенду. В прошлый раз это была история о жизни человека - вещи стояли в порядке от молодости к старости. Программа концептуальна.
- Когда возникла сыгранность в коллективе? И как удалось ее достичь, если используются такие разные сферы искусства?
Ю.С.: Мы думаем, что сыгранность еще не появилась. Мы принципиально не репетируем, мы не хотим чтобы сыгранность появилась в таком перфекционном смысле, чтобы мы понимали друг друга с полуслова.
А.К.: Мне нравятся неодномерные вещи, и этому названию можно найти разные объяснения. Что-то яркое, полосатое и жужжит - это то, что мы делаем на сцене. Кто-то отвечает за яркое, а кто-то за жжужание.
Я для себя нашел свое объяснение этого названия. К этому проекту я подключился позже, чем Юра и Мамед. Мне позвонили и сказали, что не хватает чего-то на сцене. Визуалки. Тогда я отнесся немного скептически, а потом вошел во вкус. Наш проект - это то, что постоянно движется, и у нас, как у голубого вагона, все лучшее впереди.
Ю.С.: Вместе все это должно восприниматься уже в голове зрителя. Это кухня. Мы даем только ингредиенты, по отдельности. Что-то может свариться. В шоу-бизнесе уже все разжевано, мы же даем базовые составляющие, а в голове человека уже рождается то, что нельзя зафиксировать с помощью, например, фотоаппарата.
- Создание произведений - это уединенный процесс. Можно ли его вообще видеть зрителю? Какую роль зритель играет во время представления?
А.К.: Зритель играет роль зрителя. Ты что-то там варишь, и взаимодействие происходит внутри треугольника, но зритель является той кастрюлькой, куда укладывают ингредиенты для приготовления этого блюда. Той емкостью, без которой блюда не приготовить. И поэтому у каждого зрителя создается свой вкус от того, что происходит на сцене. |