|
Магии и тайны коллекций
Впервые в Казахстане в Центральном выставочном зале проходит выставка коллекций членов Алматинского городского общества коллекционеров, приуроченная к Дню города.
Организация подобного проекта достаточно симптоматична. Ибо история коллекционирования в нашей стране, как, впрочем, на всем бывшем пространстве СССР, была непростой, более того - порой даже драматичной. Ведь такие, казалось бы, совершенно безобидные искренние увлечения людей, что принято считать хобби, карались нередко, как уголовное преступление. Такие ситуации советского периода, лихие 90-е годы конца ХХ столетия чуть ли не совсем свели на нет эту важную духовную часть жизни общества. По счастью, теперь коллекционирование и сами коллекционеры вышли из тени тотального табу и вполне свободно занимаются делом, которому посвятили практически всю жизнь.
Неформальное объединение коллекционеров в Алматы существует с 1968 года. Это люди, увлекающиеся нумизматикой. Ведь юридически были зарегистрированы лишь филателисты и собиратели открыток. Все остальное считалось вредным буржуазным проявлением. И лишь в 2004 году истинные фанатики, оставшиеся верными собирательству редкостей, официально зарегистрировали общество коллекционеров, в котором на сегодня числится 101 человек. Возглавляет его Валерий Пасев, обладающий сегодня солидной коллекцией монет из Германии, на основании которой делает серьезные научные изыскания.
Выставка, отличающаяся поразительным разнообразием, вызвала огромный резонанс среди алматинцев. Книга отзывов буквально заполнена теплыми отзывами посетителей. Через произведения искусства, старинные фотографии, нумизматику, собирание наград разных эпох и народов, коллекцию вещей и предметов удалось пронзительно прочувствовать разные исторические отрезки, судьбы людей через призму знаковых событий, эмоционально пропустить через себя ВРЕМЯ и ПРОСТРАНСТВО.
Известный коллекционер Ю.Х.Калаинджиди, владелец салона искусств, предоставил картины известных художников. На них запечатлены дорогие нашему сердцу виды Алматы. С особой щемящей остротой воспринимаются городские пейзажи с уже исчезнувшими архитектурными объектами. Елена Те давно и последовательно развивает тему любимого города. Она проникновенно раскрывает перед зрителем с неожиданного ракурса уголки оживленных улиц с тщательно продуманной зодчими в свое время панорамой прекрасных зданий.
И это приятное и томное ностальгирующее чувство воспроизводят милые сердцу, казалось бы, не так давно уютно заполняющие наш непритязательный быт предметы, а теперь уже безвозвратно ушедшие в разряд раритетов. Может обескураживать неуклюжесть их дизайна, трогательная наивность форм и технологий и умилять тем, что в них запечатлелась наша память о как всегда непростом, но тем не менее дорогом для нас времени. Ведь обзор коллекций отнюдь не предполагает праздное восприятие. Знакомство с ними имеет нередко важное научное и практическое предназначение. Коллекции - это и тайна, разгадать которую могут порой только избранные...
Лучше гор могут быть только горы
“60 картин” - так, не мудрствуя лукаво, назвал свою персональную выставку Андрей Старков. Зрители хорошо знают его как художника, неизменной музой которого стали горы Заилийского Алатау. В этой экспозиции он остался верен означенной теме, хотя и не только ей... Картины Андрея привлекают не только любителей живописи, а в первую очередь людей, влюбленных в горы. Это особенная любовь. Как часто бывает в соответствии с пословицей “что имеем - не храним...”, осознать нашу особость помогают поездки в другие страны, места, позволяющие оценить привычную глазу панораму, увидеть ее новым, незашоренным взглядом. Другое дело - гости Алматы. Уж они-то сразу становятся поклонниками невиданной доселе красоты.
Видимо, у Андрея к этой теме врожденная любовь, которая стимулирует его к созданию новых и новых полотен. Ведь, изображая горы, невозможно повториться - столько в них своеобразия форм, контуров, природной цветовой насыщенности, бесконечной игры тонов и полутонов, фактурного богатства, меняющегося от капризов погоды, неповторимых возможностей ракурсов, раскрывающих их с новой неожиданной стороны. А еще интригует их недоступность, несмотря на кажущуюся близость. Художника нередко упрекают в излишней фотографичности, что и обусловлено методом его работы. Ведь большинство привлекательных уникальных видов природы практически недоступно для обычного человека, не обладающего профессиональными навыками альпиниста. И, соответственно, исходным материалом часто становятся фотографии. Картины мастера отражают бесконечные природные импровизации, когда одна и та же панорама меняется со сказочной быстротой.
Но художник не был бы художником, если бы ограничился только фиксацией такой величественной натуры. На выставке обнаруживается, что Андрей идет дальше в развитии темы, несколько абстрагируясь от своих визуальных впечатлений. Появляются картины, в которых автор на основе реального восприятия создает иное художественное качество. В данном случае полюбившийся физический объект есть лишь повод к созданию композиций, где важными становятся его собственные поиски формы, цвета, линий, сведенных в определенную гармонию. Чарынский каньон - природный объект, сам по себе поражающий фантастическими свойствами. Отсюда понятны интерес художников к нему и создание полотен, интерпретирующих его своеобычие в самых разных, порой и непредсказуемых стилях и манерах. Так и Андрей Старков использовал эту тему в своих живописных импровизациях.
Художника привлекает и передача обнаженного женского тела, где он также работает на грани живописи и фотографии. А представленные им натюрморты не выпадают из общего стиля, подтверждая, что у художника есть свой путь и свое видение темы.
Мария Жумагулова |