ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Плач Алайской царицы Культура

Мира Мустафина
Алматинским театралам выпала счастливая возможность посмотреть популярный театральный проект, главную роль в котором исполняет прославленная киргизская актриса Жамал Сейдакматова.
На сцене Казахского государственного театра для детей и юношества имени Г.Мусрепова прошли гастроли Молодежного драматического театра “Тунгуч”. Этот спектакль видели и российский зритель, и... английская королева

Это случилось два года назад, когда автора пьесы, известного киргизского драматурга, а ныне министра культуры и информации Султана Раева пригласила к себе английская королева. Тогда весь Бишкек, как говорится, встал на уши: почему Раев, а не Айтматов, например? Да потому, что Ее Высочество заинтересовал сюжет “Плача Алайской царицы”. Ведь спектакль шел чуть ли не во всех европейских странах.
Драматург Султан Раев (он же и режиссер постановки) использует исторический факт: Карманжан Датка - первая на Востоке женщина, ставшая царицей, пожертвовала ради мира и благополучия своего народа жизнью сына, обвиненного в убийстве офицеров царской армии. Все это случилось в начале прошлого века, но Карманжан вошла в народные легенды, стала мифологическим образом.
Основу пьесы составляют “кошоки”-плачи, которые более точно отображают внутренний мир и состояние человеческой души. Ведь в пьесе образ царицы трактуется языком символов, парадоксов и абсурдов. Что и говорить, драматургия “Плача Алайской царицы” нетрадиционна, в ней через ритуалы и обычаи раскрывается философия киргизского народа. И спектакль решен как сочетание простых человеческих чувств с символической средой, не имеющей привязок к реальному времени.
Перед зрителями спор, который, видимо, на протяжении многих лет царица ведет сама с собой. Призрак, олицетворяющий темные силы, живущие в каждой душе (замечательная работа талантливого актера Болота Тентимишева), - соблазнитель и беспощадный обвинитель. Он всесилен и хищен, как зверь. С испугом озираясь на нежно звенящие в вышине обереги, даже распростершись под действием священных заклинаний во прах, он снова восстает, чтобы бросить в лицо царице издевательские слова или, притворившись нежным и ласковым, пробудить воспоминания о детстве погибшего сына и чувство вины. Не только в смерти сына обвиняет он Датку, но и в том, что простым женским радостям она предпочла власть.
Три женщины, воплощающие три периода жизни каждого человека: юность, зрелость и старость, - те самые дочери, возлюбленные, матери, ради которых Карманжан пожертвовала сыном, защитницы и охранительницы ее перед лицом вечности.
alt
Спектакль “Плач Алайской царицы” - продуманное живое целое, создание авторское, в котором синтетическая народная культура сомкнулась с языком современного искусства. “Что Вас вдохновляло, когда Вы писали пьесу?” - интересуемся у драматурга и постановщика великолепного спектакля. Султан Раев отвечает: “В самой истории есть история, фабула, сюжет. История дает скупые факты. А дальше я, драматург, должен развить. Я взял факт: мать-царица отдает своего сына на погибель. Карманжан Датка стояла перед труднейшей дилеммой: народ или сын? Если бы она сказала: “Мне важнее сын”, - сочли бы, что она сломалась, что железная женщина, царица сдала свои позиции. Я описал ее “нутро”, какой ценой далось царице это решение. В спектакле три женщины. Это ангелы. У каждого есть свой белый ангел, ангел добра. А призрак в “Плаче” - черный, ангел зла. Они в человеке постоянно борются. И это я хотел показать. Белый ангел в душе Карманжан Датки победил. И она жертвует сыном ради спасения народа!”
Необыкновенна внутренняя энергия актрисы, которая является центром всего происходящего. Ее глаза полны слез, которые не проливаются. Ее негромкий голос - свидетельство нечеловеческой воли, прекрасное, величественное лицо приковывает к себе. Лишь в редкие моменты действия и в финальном плаче-кошоке - плаче по погибшим детям, по не воплотившемуся женскому счастью, плаче - прощании с жизнью - выплескивает Жамал Сейдакматова чувства своей героини. Кстати, созданный Жамал Сейдакматовой пятнадцать лет назад театр “Тунгуч”, что означает по-киргизски “Первенец”, объединяет молодых актеров-единомышленников.
Театр хорошо известен во многих странах, он - частый гость международных и российских фестивалей. Так, спектакль “Плач Алайской царицы” удостоен множества наград на международных театральных фестивалях.
“Это очень необычный, авангардный спектакль, - говорит художественный руководитель театра народная артистка республики Жамал Сейдакматова. - В нем заняты всего пять человек, но зрелище это необыкновенное. Действие спектакля разворачивается в самом центре зрительного зала. Думаю, что сценография Юристанбека Шыгаева не может не покорить даже избалованных театралов”.
На самом деле стильно и лаконично решено пространство спектакля известным художником Юристанбеком Шыгаевым, дебютировавшим в качестве сценографа. Парящие в воздухе знаки - месяц, связанный для киргизов с надеждой, и треугольник-талисман. (Все действо пронизано элементами ритуала очищения и ритуала, посвященного обновлению, который связан с народившейся луной.) Графические изображения рыб и животных, напоминающие и детские, и наскальные рисунки. Широкие траурные ленты, спускающиеся с потолка, с магическими древними письменами. И такие же знаки-буквы - на лицах персонажей, они как бы подчеркивают обобщенную их сущность. А под ногами артистов - настоящий щебень, камни - мертвые и живые, вечные, как сама природа.
Национальные мотивы лежат в основе и костюмов Эльмиры Халмурзаевой, и музыки Нурлана Нишанова, и, конечно, поэтического текста плача, созданного Соронбаем Жусуевым.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Ах менин кыргызым!!!Мен сиздер менен сыймыктанам.Алга...............!!!!!!!!!!!!
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение