|
Мира Мустафина
Алматинским театралам выпала счастливая возможность посмотреть популярный театральный проект, главную роль в котором исполняет прославленная киргизская актриса Жамал Сейдакматова.
На сцене Казахского государственного театра для детей и юношества имени Г.Мусрепова прошли гастроли Молодежного драматического театра “Тунгуч”. Этот спектакль видели и российский зритель, и... английская королева
Это случилось два года назад, когда автора пьесы, известного киргизского драматурга, а ныне министра культуры и информации Султана Раева пригласила к себе английская королева. Тогда весь Бишкек, как говорится, встал на уши: почему Раев, а не Айтматов, например? Да потому, что Ее Высочество заинтересовал сюжет “Плача Алайской царицы”. Ведь спектакль шел чуть ли не во всех европейских странах.
Драматург Султан Раев (он же и режиссер постановки) использует исторический факт: Карманжан Датка - первая на Востоке женщина, ставшая царицей, пожертвовала ради мира и благополучия своего народа жизнью сына, обвиненного в убийстве офицеров царской армии. Все это случилось в начале прошлого века, но Карманжан вошла в народные легенды, стала мифологическим образом.
Основу пьесы составляют “кошоки”-плачи, которые более точно отображают внутренний мир и состояние человеческой души. Ведь в пьесе образ царицы трактуется языком символов, парадоксов и абсурдов. Что и говорить, драматургия “Плача Алайской царицы” нетрадиционна, в ней через ритуалы и обычаи раскрывается философия киргизского народа. И спектакль решен как сочетание простых человеческих чувств с символической средой, не имеющей привязок к реальному времени.
Перед зрителями спор, который, видимо, на протяжении многих лет царица ведет сама с собой. Призрак, олицетворяющий темные силы, живущие в каждой душе (замечательная работа талантливого актера Болота Тентимишева), - соблазнитель и беспощадный обвинитель. Он всесилен и хищен, как зверь. С испугом озираясь на нежно звенящие в вышине обереги, даже распростершись под действием священных заклинаний во прах, он снова восстает, чтобы бросить в лицо царице издевательские слова или, притворившись нежным и ласковым, пробудить воспоминания о детстве погибшего сына и чувство вины. Не только в смерти сына обвиняет он Датку, но и в том, что простым женским радостям она предпочла власть.
Три женщины, воплощающие три периода жизни каждого человека: юность, зрелость и старость, - те самые дочери, возлюбленные, матери, ради которых Карманжан пожертвовала сыном, защитницы и охранительницы ее перед лицом вечности.
Спектакль “Плач Алайской царицы” - продуманное живое целое, создание авторское, в котором синтетическая народная культура сомкнулась с языком современного искусства. “Что Вас вдохновляло, когда Вы писали пьесу?” - интересуемся у драматурга и постановщика великолепного спектакля. Султан Раев отвечает: “В самой истории есть история, фабула, сюжет. История дает скупые факты. А дальше я, драматург, должен развить. Я взял факт: мать-царица отдает своего сына на погибель. Карманжан Датка стояла перед труднейшей дилеммой: народ или сын? Если бы она сказала: “Мне важнее сын”, - сочли бы, что она сломалась, что железная женщина, царица сдала свои позиции. Я описал ее “нутро”, какой ценой далось царице это решение. В спектакле три женщины. Это ангелы. У каждого есть свой белый ангел, ангел добра. А призрак в “Плаче” - черный, ангел зла. Они в человеке постоянно борются. И это я хотел показать. Белый ангел в душе Карманжан Датки победил. И она жертвует сыном ради спасения народа!”
Необыкновенна внутренняя энергия актрисы, которая является центром всего происходящего. Ее глаза полны слез, которые не проливаются. Ее негромкий голос - свидетельство нечеловеческой воли, прекрасное, величественное лицо приковывает к себе. Лишь в редкие моменты действия и в финальном плаче-кошоке - плаче по погибшим детям, по не воплотившемуся женскому счастью, плаче - прощании с жизнью - выплескивает Жамал Сейдакматова чувства своей героини. Кстати, созданный Жамал Сейдакматовой пятнадцать лет назад театр “Тунгуч”, что означает по-киргизски “Первенец”, объединяет молодых актеров-единомышленников.
Театр хорошо известен во многих странах, он - частый гость международных и российских фестивалей. Так, спектакль “Плач Алайской царицы” удостоен множества наград на международных театральных фестивалях.
“Это очень необычный, авангардный спектакль, - говорит художественный руководитель театра народная артистка республики Жамал Сейдакматова. - В нем заняты всего пять человек, но зрелище это необыкновенное. Действие спектакля разворачивается в самом центре зрительного зала. Думаю, что сценография Юристанбека Шыгаева не может не покорить даже избалованных театралов”.
На самом деле стильно и лаконично решено пространство спектакля известным художником Юристанбеком Шыгаевым, дебютировавшим в качестве сценографа. Парящие в воздухе знаки - месяц, связанный для киргизов с надеждой, и треугольник-талисман. (Все действо пронизано элементами ритуала очищения и ритуала, посвященного обновлению, который связан с народившейся луной.) Графические изображения рыб и животных, напоминающие и детские, и наскальные рисунки. Широкие траурные ленты, спускающиеся с потолка, с магическими древними письменами. И такие же знаки-буквы - на лицах персонажей, они как бы подчеркивают обобщенную их сущность. А под ногами артистов - настоящий щебень, камни - мертвые и живые, вечные, как сама природа.
Национальные мотивы лежат в основе и костюмов Эльмиры Халмурзаевой, и музыки Нурлана Нишанова, и, конечно, поэтического текста плача, созданного Соронбаем Жусуевым. |