|
Вариации субъективности
В музее искусств “Умай” открылась выставка под названием “Векторы субъективности”, координаторами которой являются Света Березовская, Татьяна Шапиро, Наталья Панкина, Иван Нефедов. Честно признаться, поначалу несколько смущало само название выставки, ибо сейчас уж слишком много стало художников, ударившихся в субъективность, которая нередко бывает надуманной, как бы притянутой за уши. Здесь же (не как ожидалось) объекты оказались вполне объективными (простите за тавтологию), и при этом сама подача адекватна названию. Все четыре автора, начиная от Светланы Березовской, представшей как организатор проекта и наставник своих одаренных воспитанников, обратились к объективной реальности, но каждый со своей собственной интерпретацией. При этом они все вполне самодостаточны и все же объединены единой концепцией экспозиции.
“Глиняная серия” Светланы Березовской, выполненная в монохромной гамме, как бы визуально передает качества этого материала - почти физически ощущаемая вязкость, материализованность фактуры. Трудно поверить, что композиции исполнены в технике гуаши на бумаге. Это очевидное мастерство автора трудно не заметить.
Наталья Панкина делает акцент на беспрерывной изменчивости окружающего мира, постоянно испытывающего влияния всякого рода. Подобно импрессионистам, которые в основе своего творчества делали акцент на изменчивости свето-воздушной среды, освещении, Наталья отмечает и присутствие разных субъективных факторов, оказывающих воздействие на создаваемые ею объекты. Она, так же, как и в импрессионизме, предпочитает обращаться к исполнению серий произведений, через которые пытается донести до зрителя многозначность своих ощущений. Это дает ей возможность вширь и вглубь интерпретировать заданную тему.
Татьяна Шапиро свою позицию выражает через графику, живопись, коллаж. Такой подход обусловлен поставленной задачей охватить как глобальные ситуации, имеющие место в мире, так и более интимные моменты. В ее коллажах, усложненных многообразием используемых компонентов, и предстает не поддающаяся какой-либо определенности динамичная картина мира.
В работах юного художника Ивана Нефедова трогает прежде всего чистота и свежесть восприятия. Его композиции необыкновенно просты, немногословны и при этом лишены ощущения обыденности. В них просматривается влияние учителя и все же проглядывают уже индивидуальность видения, собственное образное пространство. Творческий потенциал очевиден и дальнейшее зависит только от него самого.
Творческий диалог
В выставочном зале Союза художников открылась выставка, посвященная 30-летнему юбилею Жамбылского филиала СХ РК. Дата значимая для творческого объединения, сыгравшего в свое время весомую роль в формировании региональной школы Тараза. На этот момент здесь проживал всего лишь один член Союза художников О.Г.Ращупкин. Для подкрепления и создания творческой команды были приглашены художники из Караганды Н.А.Денисов, А.Ф.Сизинцев и группа художников из Алматы. Постепенно сформировался свой местный творческий коллектив, принимавший активное участие в выставках областного, республиканского, всесоюзного масштабов.
За 30 лет существования филиала выставка художников из Тараза впервые организована в Алматы. Как и всякая групповая выставка, она достаточно разнообразна, ибо представляет собой демонстрацию творческих индивидуальностей со своими лицом, техникой, стилем исполнения. Масляная живопись, пастель, графика, гобелены, скульптура - все это присутствует в экспозиции. Такой же широкий разброс и в тематике. Тараз - древний город с тысячелетней культурой, сохранивший удивительное архитектурное наследие. И эта тема проходит красной нитью выставки. Аромат Востока, этой святой земли, ощущается зрителями. Здесь яркие, щедрые краски сразу задают тон экспозиции. Портреты-типажи мудрого старца, подростка, еще не обремененного взрослыми заботами, виды родной природы, камерные зарисовки аула рядом с величавыми силуэтами памятников зодчества, излучающие радость и изобилие натюрморты, эпизоды из современной действительности, апелляция к историческим источникам - все это стало предметом пристального внимания художников Тараза.
Безусловно, выставка в Алматы стала знаковым событием для жамбыльцев. Здесь они почувствовали искреннюю заинтересованность к своему творческому развитию, к его перспективам со стороны Союза художников РК. Состоялось обсуждение, которое выявило как плюсы, так и накопившиеся проблемы, сказывающиеся в динамике творческого роста. Ведь организация этой выставки не просто отчет достижений за 30 лет в области, но и своеобразная точка отчета для дальнейшей деятельности в плане совершенствования профессионального мастерства, кардинального пересмотра своего внутреннего багажа в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
По признанию самих художников, организация выставки получилась несколько спонтанной, что и ощущается в ее характере. Отсутствие единой концепции экспозиции лишает ее желаемой цельности. Но при этом жамбыльцами сделан первый шаг к диалогу со своими коллегами, с алматинским зрителем, которые адекватно оценили их усилия. Их жизненный и творческий опыт, владение техническим мастерством, умение видеть окружающий мир зорким взглядом художника и, главное, желание его запечатлеть для современников, а также полученный стимул в Алматы - все это дает основание ожидать нового этапа творческого развития Тараза.
Мария Жумагулова |