ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Правила музыкальной свободы Культура

Айгерим Бейсенбаева
Ирэн Аравина - джазовая певица, широко известная в узких кругах. Непременная участница всех джазовых фестивалей, проходящих в Алматы. Достойный потомок известной в Казахстане фамилии Аравиных - музыкантов и исследователей музыкального наследия.
Ирэн предпочитает музыку различных направлений - от классики до джаза, и полюбилась публике благодаря бархатному завораживающему голосу и непреодолимой любви к музыке

alt
Мы побеседовали с известной певицей Ирэн Аравиной в уютной атмосфере ее квартиры в окружении портретов предков - представителей музыкальной семьи. В углу висел и ее собственный портрет - прекрасная рыжеволосая женщина и рядом огромное количество музыкальных инструментов - иллюстрация к жизни истинного музыканта.
- Ирэн, человек, родившийся в музыкальной семье, обречен связать свою жизнь с музыкой?
- Я музыкант в третьем поколении. Наверное, даже в четвертом, так как мой прадед был регентом в Саратовской церкви. Дедушка - профессор музыковедения Петр Васильевич Аравин.
Папа - музыковед-историк, известный лектор, до сих пор работает над созданием музыкальных телевизионных циклов. На Казахском телевидении большой популярностью пользовался цикл передач “Музей звуков” о казахской музыке - доступной широким массам языком, с иллюстрированием инструментов и воспроизведением композиций. Исследовательская работа.
Я, соответственно, наблюдая за работой дедушки и отца, постепенно приходила к аналитическому мышлению, то есть, если мне нравилась музыка, прежде всего меня интересовала история ее создания и создателей, мотивы, подвигнувшие автора на написание произведения. То есть живые факты, благодаря которым родилась эта красота.
Например, циклы выступлений в “Кофеделии” я начала благодаря накопившейся информации, которой мне хотелось поделиться с людьми. Очень много интересных фактов в жизни джазовых музыкантов. Как была создана знаменитая композиция Take the “A” Train Дюка Эллингтона? Она была создана вместе с его пианистом, а случилось все так. Дюк написал пианисту записку, как к нему проехать: “Ты сядешь на поезд А и поедешь до станции Гарлем. Если ты на него опоздаешь, садись на автобус, который тоже туда идет”. С этой записки все и началось - в голове пианиста родилась мелодия, которая легла на эти слова.
- Считаете, что, зная историю создания композиции, понимаешь ее лучше?..
- Конечно. Возникают ассоциации. Ты пересекаешь пространственно-временной континуум и оказываешься в том времени, в той ситуации. Это огромное наслаждение для души и сознания. Это расширяет восприятие.
- Как Вы доносите эту информацию до слушателя?
- Я считаю, что лучший способ возбудить интерес к музыке - это своеобразные популярные лекции. Не нудные, без всяких “Родился, учился, умер...”. А именно: “...Вы знаете, у него были отношения с самыми прекрасными женщинами....” или “...Тут он попал в такую интересную ситуацию...”. То есть то, что может заинтересовать человека и побудить его познакомиться с творчеством автора поближе.
- Факты разбавляются пением?
- Обязательно. Я иллюстрирую каждый сюжет песней в собственном исполнении. Это сочетание вызывает колоссальные ассоциации.
- Как наша публика воспринимает такие уроки воспитания музыкального вкуса?
- К моему искреннему удивлению, очень хорошо. Даже иногда лучше, чем современную. Сейчас очень много новых направлений, могу сказать, что в поисках нового люди обращаются к старому. К раритетам. Ищут новое в старом. Это происходило всегда. Единственное, что сейчас обновляется, это технологии. Метод записи, воспроизведения, но, так или иначе, никто не отменял четыре четверти, законы тяготения слабых тонов к сильным - законы звуковых волн неизменны. Меняется только форма.
Нужно ходить на концерты, интересоваться музыкальными событиями города, фестивалями, гастрольными выступлениями зарубежных музыкантов, мастер-классами. Сейчас в консерватории с сентября организовываются три абонемента - джазовый, симфонический и детский. Мы сейчас разрабатываем этот абонемент с Владимиром Осиповым и театром “АРТиШОК”. Детские сказки будут иллюстрироваться классической музыкой, отрывками из произведений.
Крайне необходимо воспитывать вкус подрастающего поколения. Нет толку говорить ребенку, что музыка - это хорошо, это полезно. Я не знаю ни одного человека, который бы сказал: “Я так любил в детстве ходить в музыкальную школу”. Чаще всего это делают из-под палки.
- В Вашем детстве была эта муштра?
- Конечно. Теперь я понимаю, в чем были минусы такого воспитания. У меня начисто отбили желание читать с листа. Сами педагоги, не имея возможностей, желания и таланта к импровизации, а также к практическому применению музыки, не могли объяснить детям, что это прекрасно. Главное было - это план. Сдал произведение - и пошел вон!
Хотя я обожала своего педагога. И настолько же боялась. Мой педагог - Сильва Георгиевна Когай (в свою очередь – ученица известного пианиста Нейгауза). Она мне привила огромную любовь к звуку, научила колоссальным вещам. Но общая система была такова: нас просто замучили плановыми сдачами. И, к сожалению, не было практики. Не было совместных концертов, где дети могли бы сообща создавать и аранжировать произведения.
В Америке выше уровень ансамблевого музицирования, так как изначально преподается школа импровизации и развивается интерес к творчеству.
Кстати, когда в прошлом Рональд Рейган сократил количество музыкальных школ в Штатах, появилось новое течение - рэп, который и музыкой-то не назовешь. А самовыражаться нужно было как-то. Вот и пошел этот текст на каких-то жестоких двух аккордах, примитивный ритм. Так что Рейгана считают отцом рэпа. Пожалел денег на образование детишек.
- Вы, в первую очередь, джазовая певица. Как воспитать в себе способность к импровизации после жесткого классического образования?
- Нужно очень много слушать. Запастись хорошей коллекцией мировых исполнителей. Не только вокалистов, но и инструменталистов. И понять принцип свободы, ритмической, диапазонной. Надо просто полюбить свободу и самовыражение и научиться думать музыкально, выражать свои проблемы и мироощущение. И рассказывать людям, рассказывать голосом, в вопросоответной форме (исполняет фрагмент вокальной джазовой партии. - Прим. авт.).
- Слышала, что исполнение джаза - это удовольствие, в первую очередь, для самого исполнителя, а потом уже для слушателя. Поющий джазмен - это потрясающее зрелище. Он совершенно уходит в себя и забывает, кажется, что вокруг зрители.
- Когда слушаешь, тоже можно уйти в себя. Мне трудно быть на месте слушателя, потому что я всегда сопереживаю импровизатору. Я всегда ставлю себя на место исполнителя. Во время выступления мне кажется, счастливее слушателя нет, потому что ему преподносят уже готовый продукт, а каких трудов стоило его создание, слушателю неведомо. Поэтому тут очень спорный вопрос, кто счастливее - музыкант или слушатель.
Всякое бывает в жизни музыканта, бывает и не спишь, не ешь по три дня, нервничаешь, а потом выходишь на сцену и улыбаешься. Попробуй - докажи, что ты счастлив. И все-таки я считаю, что слушатели - они самые счастливые. Потому что приходят на готовенькое (смеется).
- Джаз - музыка для подготовленного слушателя. Вам приходилось заниматься упрощением для того, чтобы привлечь публику?
- Да. Я делала мастер-классы и на них разбирала музыку популярно, для широких масс. “Давайте рассмотрим блюз. Не думайте, что это только музыка несчастных рабов с плантаций. Блюз бывает и очень позитивный”. Показываю сетку блюзовую и говорю: а теперь давайте петь. Фразу я, они повторяют. Или они придумывают, я подхватываю. Люди очень быстро включаются.
- Как Вы и театр “АРТиШОК” нашли друг друга?
- Это просто моя отрада. Я с детства любила театр и постоянно посещала театральные кружки. Во время учебы мы также делали постановки. У меня просто огромная любовь к театру. Я часто хожу на премьеры в наши театры, на все постановки. Но “АРТиШОК” для меня стал откровением. В первую очередь, потому что театр андеграундный.
Необычное мышление, интересная режиссура, постановки. Он вне конкуренции. Я в них влюбилась, еще не зная их лично. Постоянно сталкивалась с ними на разных культурных мероприятиях. Однажды им понадобился педагог по вокалу для студентов, которых они набрали. Я начала заниматься со студентами, и мы подготовили к экзамену вокальные номера. Мало того, что у ребят были хорошие голоса, и пели они неплохо, еще костюмировали и декорировали эти номера, да к тому же придумали целые истории к композициям. Каждый вокальный номер сопровождался сюжетом. На экзамене все так и предстало. Люди, принимавшие экзамен, были в восторге и сказали, что это готовый спектакль.
Мы сделали огромное количество номеров и выбрали из них самое лучшее. Режиссеры театра Галя Пьянова и Вероника Насальская продумали общую сюжетную линию, и так родился “Концерт №1”, с успехом прошедший в стенах “АРТиШОКа”.
Позже, когда я была привлечена к работе театра в качестве музыкального редактора, мы поставили пьесу по произведению Тонино Гуэрро “Ангел с усами”. Автор самого Федерико Феллини создал этот спектакль специально для нашего театра и был вправе требовать от нас таких условий, как непременное звучание в спектакле музыки Доницетти. Мы обшарили всю консерваторию и нашли-таки множество прекрасных фрагментов Доницетти. Выучили, сделали номера. На репетициях я аккомпанировала на фортепьяно, помогала закрывать и открывать декорации - и меня ввели в спектакль ненавязчивым персонажем – Курицей, которой в пьесе не было. Кроме того, я подкладывала яйца главному герою - крестьянину. Я их сносила путем доставания высокой ноты (смеется).
Появилась Курица - и состоялся мой дебют как актрисы.
Сейчас они хотят меня еще в одной постановке задействовать, чему я несказанно рада.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение