|
Айгерим Бейсенбаева
Ирэн Аравина - джазовая певица, широко известная в узких кругах. Непременная участница всех джазовых фестивалей, проходящих в Алматы. Достойный потомок известной в Казахстане фамилии Аравиных - музыкантов и исследователей музыкального наследия.
Ирэн предпочитает музыку различных направлений - от классики до джаза, и полюбилась публике благодаря бархатному завораживающему голосу и непреодолимой любви к музыке
Мы побеседовали с известной певицей Ирэн Аравиной в уютной атмосфере ее квартиры в окружении портретов предков - представителей музыкальной семьи. В углу висел и ее собственный портрет - прекрасная рыжеволосая женщина и рядом огромное количество музыкальных инструментов - иллюстрация к жизни истинного музыканта.
- Ирэн, человек, родившийся в музыкальной семье, обречен связать свою жизнь с музыкой?
- Я музыкант в третьем поколении. Наверное, даже в четвертом, так как мой прадед был регентом в Саратовской церкви. Дедушка - профессор музыковедения Петр Васильевич Аравин.
Папа - музыковед-историк, известный лектор, до сих пор работает над созданием музыкальных телевизионных циклов. На Казахском телевидении большой популярностью пользовался цикл передач “Музей звуков” о казахской музыке - доступной широким массам языком, с иллюстрированием инструментов и воспроизведением композиций. Исследовательская работа.
Я, соответственно, наблюдая за работой дедушки и отца, постепенно приходила к аналитическому мышлению, то есть, если мне нравилась музыка, прежде всего меня интересовала история ее создания и создателей, мотивы, подвигнувшие автора на написание произведения. То есть живые факты, благодаря которым родилась эта красота.
Например, циклы выступлений в “Кофеделии” я начала благодаря накопившейся информации, которой мне хотелось поделиться с людьми. Очень много интересных фактов в жизни джазовых музыкантов. Как была создана знаменитая композиция Take the “A” Train Дюка Эллингтона? Она была создана вместе с его пианистом, а случилось все так. Дюк написал пианисту записку, как к нему проехать: “Ты сядешь на поезд А и поедешь до станции Гарлем. Если ты на него опоздаешь, садись на автобус, который тоже туда идет”. С этой записки все и началось - в голове пианиста родилась мелодия, которая легла на эти слова.
- Считаете, что, зная историю создания композиции, понимаешь ее лучше?..
- Конечно. Возникают ассоциации. Ты пересекаешь пространственно-временной континуум и оказываешься в том времени, в той ситуации. Это огромное наслаждение для души и сознания. Это расширяет восприятие.
- Как Вы доносите эту информацию до слушателя?
- Я считаю, что лучший способ возбудить интерес к музыке - это своеобразные популярные лекции. Не нудные, без всяких “Родился, учился, умер...”. А именно: “...Вы знаете, у него были отношения с самыми прекрасными женщинами....” или “...Тут он попал в такую интересную ситуацию...”. То есть то, что может заинтересовать человека и побудить его познакомиться с творчеством автора поближе.
- Факты разбавляются пением?
- Обязательно. Я иллюстрирую каждый сюжет песней в собственном исполнении. Это сочетание вызывает колоссальные ассоциации.
- Как наша публика воспринимает такие уроки воспитания музыкального вкуса?
- К моему искреннему удивлению, очень хорошо. Даже иногда лучше, чем современную. Сейчас очень много новых направлений, могу сказать, что в поисках нового люди обращаются к старому. К раритетам. Ищут новое в старом. Это происходило всегда. Единственное, что сейчас обновляется, это технологии. Метод записи, воспроизведения, но, так или иначе, никто не отменял четыре четверти, законы тяготения слабых тонов к сильным - законы звуковых волн неизменны. Меняется только форма.
Нужно ходить на концерты, интересоваться музыкальными событиями города, фестивалями, гастрольными выступлениями зарубежных музыкантов, мастер-классами. Сейчас в консерватории с сентября организовываются три абонемента - джазовый, симфонический и детский. Мы сейчас разрабатываем этот абонемент с Владимиром Осиповым и театром “АРТиШОК”. Детские сказки будут иллюстрироваться классической музыкой, отрывками из произведений.
Крайне необходимо воспитывать вкус подрастающего поколения. Нет толку говорить ребенку, что музыка - это хорошо, это полезно. Я не знаю ни одного человека, который бы сказал: “Я так любил в детстве ходить в музыкальную школу”. Чаще всего это делают из-под палки.
- В Вашем детстве была эта муштра?
- Конечно. Теперь я понимаю, в чем были минусы такого воспитания. У меня начисто отбили желание читать с листа. Сами педагоги, не имея возможностей, желания и таланта к импровизации, а также к практическому применению музыки, не могли объяснить детям, что это прекрасно. Главное было - это план. Сдал произведение - и пошел вон!
Хотя я обожала своего педагога. И настолько же боялась. Мой педагог - Сильва Георгиевна Когай (в свою очередь – ученица известного пианиста Нейгауза). Она мне привила огромную любовь к звуку, научила колоссальным вещам. Но общая система была такова: нас просто замучили плановыми сдачами. И, к сожалению, не было практики. Не было совместных концертов, где дети могли бы сообща создавать и аранжировать произведения.
В Америке выше уровень ансамблевого музицирования, так как изначально преподается школа импровизации и развивается интерес к творчеству.
Кстати, когда в прошлом Рональд Рейган сократил количество музыкальных школ в Штатах, появилось новое течение - рэп, который и музыкой-то не назовешь. А самовыражаться нужно было как-то. Вот и пошел этот текст на каких-то жестоких двух аккордах, примитивный ритм. Так что Рейгана считают отцом рэпа. Пожалел денег на образование детишек.
- Вы, в первую очередь, джазовая певица. Как воспитать в себе способность к импровизации после жесткого классического образования?
- Нужно очень много слушать. Запастись хорошей коллекцией мировых исполнителей. Не только вокалистов, но и инструменталистов. И понять принцип свободы, ритмической, диапазонной. Надо просто полюбить свободу и самовыражение и научиться думать музыкально, выражать свои проблемы и мироощущение. И рассказывать людям, рассказывать голосом, в вопросоответной форме (исполняет фрагмент вокальной джазовой партии. -
Прим. авт.).
- Слышала, что исполнение джаза - это удовольствие, в первую очередь, для самого исполнителя, а потом уже для слушателя. Поющий джазмен - это потрясающее зрелище. Он совершенно уходит в себя и забывает, кажется, что вокруг зрители.
- Когда слушаешь, тоже можно уйти в себя. Мне трудно быть на месте слушателя, потому что я всегда сопереживаю импровизатору. Я всегда ставлю себя на место исполнителя. Во время выступления мне кажется, счастливее слушателя нет, потому что ему преподносят уже готовый продукт, а каких трудов стоило его создание, слушателю неведомо. Поэтому тут очень спорный вопрос, кто счастливее - музыкант или слушатель.
Всякое бывает в жизни музыканта, бывает и не спишь, не ешь по три дня, нервничаешь, а потом выходишь на сцену и улыбаешься. Попробуй - докажи, что ты счастлив. И все-таки я считаю, что слушатели - они самые счастливые. Потому что приходят на готовенькое
(смеется).
- Джаз - музыка для подготовленного слушателя. Вам приходилось заниматься упрощением для того, чтобы привлечь публику?
- Да. Я делала мастер-классы и на них разбирала музыку популярно, для широких масс. “Давайте рассмотрим блюз. Не думайте, что это только музыка несчастных рабов с плантаций. Блюз бывает и очень позитивный”. Показываю сетку блюзовую и говорю: а теперь давайте петь. Фразу я, они повторяют. Или они придумывают, я подхватываю. Люди очень быстро включаются.
- Как Вы и театр “АРТиШОК” нашли друг друга?
- Это просто моя отрада. Я с детства любила театр и постоянно посещала театральные кружки. Во время учебы мы также делали постановки. У меня просто огромная любовь к театру. Я часто хожу на премьеры в наши театры, на все постановки. Но “АРТиШОК” для меня стал откровением. В первую очередь, потому что театр андеграундный.
Необычное мышление, интересная режиссура, постановки. Он вне конкуренции. Я в них влюбилась, еще не зная их лично. Постоянно сталкивалась с ними на разных культурных мероприятиях. Однажды им понадобился педагог по вокалу для студентов, которых они набрали. Я начала заниматься со студентами, и мы подготовили к экзамену вокальные номера. Мало того, что у ребят были хорошие голоса, и пели они неплохо, еще костюмировали и декорировали эти номера, да к тому же придумали целые истории к композициям. Каждый вокальный номер сопровождался сюжетом. На экзамене все так и предстало. Люди, принимавшие экзамен, были в восторге и сказали, что это готовый спектакль.
Мы сделали огромное количество номеров и выбрали из них самое лучшее. Режиссеры театра Галя Пьянова и Вероника Насальская продумали общую сюжетную линию, и так родился “Концерт №1”, с успехом прошедший в стенах “АРТиШОКа”.
Позже, когда я была привлечена к работе театра в качестве музыкального редактора, мы поставили пьесу по произведению Тонино Гуэрро “Ангел с усами”. Автор самого Федерико Феллини создал этот спектакль специально для нашего театра и был вправе требовать от нас таких условий, как непременное звучание в спектакле музыки Доницетти. Мы обшарили всю консерваторию и нашли-таки множество прекрасных фрагментов Доницетти. Выучили, сделали номера. На репетициях я аккомпанировала на фортепьяно, помогала закрывать и открывать декорации - и меня ввели в спектакль ненавязчивым персонажем – Курицей, которой в пьесе не было. Кроме того, я подкладывала яйца главному герою - крестьянину. Я их сносила путем доставания высокой ноты
(смеется).
Появилась Курица - и состоялся мой дебют как актрисы.
Сейчас они хотят меня еще в одной постановке задействовать, чему я несказанно рада. |