|
Меруерт Кудабаева
Вечер памяти Шамши Калдаякова, устроенный стараниями культурной общественности, прошел в Национальной библиотеке. Действительно, “для любви нет срока”, как точно сказал на этом вечере народный артист РК Нургали Нусипжан.
Вспомнить Шамши-ага в день его рождения собрались не только поклонники музыки гениального композитора и музыканта, но и многие из тех, кто знал его лично, - кто-то помнил с детских лет, кто-то работал с ним. Здесь вспоминали нечто такое, что, казалось бы, мог вспомнить только он сам: как в 1956 году написал “Марш целинников” и как его популярность послужила поводом к отчислению из консерватории с формулировкой “за неправильную гармонию”...
Для молодежи, присутствовавшей на вечере памяти, Шамши Калдаяков пришел в большую музыку из детства. Как только маленький Шамши подрос, окружающим стало ясно - ребенок необычайно одарен. Свои музыкальные способности он с удовольствием демонстрировал на торжествах и конкурсах. Будущий композитор после окончания школы поступает в Ташкентское музыкальное училище, а затем продолжает учебу в Алма-Атинской государственной консерватории.
Из воспоминаний друзей композитора возник неизвестный доселе портрет юноши Калдаякова. Шамши никогда не отличался большим прилежанием в годы учебы в стенах консерватории. И тем не менее был, что называется, музыкантом от Бога, мог моментально воспроизвести все, что слышал, и бесконечно импровизировал.
На втором курсе к Шамши пришел неожиданный успех. Такой музыки еще не сочинял никто. Сочетание вальсовых мотивов и степных песен-сказаний нравилось, его песни сразу запели не только друзья. Именно эти первые успехи и популярность молодого студента и стали поводом к отчислению из консерватории с формулировкой “за неправильную гармонию”. В тот день, когда несостоявшийся студент брел домой, из каждого окна студенческого общежития раздавались переливы его волшебной музыки...
Его мелодии всегда легко узнать среди произведений других композиторов. В музыке любого жанра Шамши Калдаяков имеет свой неповторимый голос. Иногда он возвращает нас в старину, иногда, напротив, позволяет нам зайти далеко вперед, но каждый раз он залезает к нам в душу, говорит о композиторе его коллега Калдыбек Курманали. У него особого рода современность - это эмоциональный и глубоко прочувствованный мир.
Шамши Калдаяков - композитор и прошлого, и настоящего, и будущего. Он обобщает в своей музыке все эти интонации. В Шамши Калдаякове как личности сочетаются два, казалось бы, несочетаемых качества. Его музыку можно узнать с первых тактов. Он очень легко писал. Мог внезапно покинуть компанию и уже через несколько минут показать друзьям стопроцентный хит. А через пару дней его могла распевать вся Алма-Ата, через месяц - целая страна.
Однако на работу композитора все равно не брали. Его песни не звучали в теле- и радиоэфире. Но у популярных певцов его песни были нарасхват, они соглашались их петь, даже не прослушивая. Потому что знали: все, написанное рукой Шамши, - вызывает любовь миллионов слушателей. И что песни Шамши всегда имеют неповторимую интонацию и свое лицо. И в то же время Калдаяков всегда находился в постоянном движении, придумывал что-то новое, ставил для себя новые задачи. Несмотря на оглушительный успех, он на свой страх и риск провозглашает свое направление в песенном жанре. Его философия - с одной стороны, вызов академизму, а с другой - удар по пошлости массовой культуры. Он наполняет музыку современной мелодикой, свежестью чувств, вновь и вновь перебрасывая мостик из сегодняшнего дня в прошлое, объединяя рассыпающуюся на разные направления музыку в одно целое. Где есть просто музыка.
“В XXI веке Шамши встает во весь рост, как замечательный импровизатор и композитор. В народе говорят “король вальса” и это ему не мешает, главное - его песни становятся другом, советником, воспитателем молодежи и духовным, неисчерпаемым богатством своего любимого народа. За простоту и проникновение, за чистоту и естественность народ любит эти песни. Пусть живет его вечный спонсор - казахский народ”, - говорит народный артист РК Нургали Нусипжан.
Нельзя не согласиться с мнением известного артиста. Ведь композитор гораздо в меньшей степени, чем, скажем, драматург, может рассчитывать на бурную исполнительскую жизнь своих произведений, на их постоянный и непосредственный контакт с публикой. Но лучшим аккумулятором энергии музыкальной партитуры, дающим сочинению новые силы и новое качество, остается дыхание зрительного зала. Идея взаимной отдачи, мощной духовной связи композитора и слушателя ярко ощущается в творчестве Шамши Калдаякова.
Официально творческое наследие композитора - более 300 песен. Сколько он подарил друзьям-композиторам, сколькими рассчитался за обед в ресторане, сколько преподнес в качестве свадебного подарка - кто сейчас посчитает... Об этом рассказывали коллеги и друзья на вечере памяти, который надолго запомнится атмосферой, царившей в Национальной библиотеке.
Она была особой: по-домашнему уютной и в то же время необыкновенно вдохновляющей. Хотя бы на несколько часов возникло удивительное, столь необходимое сейчас чувство единения... Прав композитор Калдыбек Курманали, назвавший Шамши Калдаякова символом казахского народа.
Незадолго до смерти в 1991-м композитору присвоили звание народного артиста Казахстана, хотя “народным” задолго до этого момента его признали сами люди. В январе 2006 года песня Шамши Калдаякова “Мой Казахстан”, которую он написал в 26 лет, впервые прозвучала в качестве Государственного гимна страны. Во время исполнения песни “Мой Казахстан” стало ясно, что звучит кульминация вечера памяти, который длился более часа. Это произведение композитора достойно самостоятельного разговора и отдельной статьи. Ведь здесь просвечивает яркая творческая индивидуальность и сильная личность композитора.
Главное, что хочется отметить, - в его композиторском рисунке поразительно сочетаются обостренная эмоциональность, электризующая зал, и прохладная точность произнесения поэтического слова, сдержанность стиха. Шамши-ага, кстати, сам никогда не занимался продвижением своих вещей. Написал - положил в стол. В лучшем случае передавал кому-то. Он жил своей внутренней жизнью, поэтому и сохранил себя. Он был цельным человеком. А музыка приходила к нему как откровение... |