|
Айгерим Бейсенбаева
Самый высокогорный фестиваль бардовской песни - так называют мероприятие, проходящее на горнолыжном курорте “Чимбулак” седьмой год подряд. В этом году фестиваль прошел под эгидой VII зимних Азиатских игр “Азиада-2011”. Инициатором проведения стал Владимир Юн.
Сложная задача судить конкурс выпала классикам бардовской песни и почетным гостям фестиваля из России поэту и композитору Владимиру Туриянскому, Раисе Нур (член жюри Всероссийского фестиваля имени Грушина) и Женису Искакову (лауреат фестивалей “Астана-99”, имени Грушина, “Петербургский аккорд”).
На мероприятие съехались исполнители и гости со всего Казахстана, стран СНГ и дальнего зарубежья, чтобы среди великолепия казахстанских гор насладиться пахнущими костром строчками песен и звенящими гитарными аккордами
О прошедшем недавно Международном фестивале авторской песни “Чимбулак- 2009” и об особенностях бардовского движения в Казахстане нам рассказал один из организаторов и участников мероприятия
Александр Губерт, посвятивший этому жанру более 20 лет:
- Основные бардовские мероприятия в нашей стране - это фестивали “Астана” и “Чимбулак”, проходящие летом с разницей в одну неделю. Организаторы договорились между собой для того, чтобы зарубежные гости могли посетить и тот и другой фестиваль.
В Алматы традиций авторской песни больше, история богаче. В свое время сюда и Юрий Визбор приезжал, и многие другие известные авторы.
Приезжают интересные гости - настоящее украшение фестиваля, как правило, имена известные. Взять хотя бы того же Владимира Ивановича Туриянского. Ему уже исполнилось 75 лет, а он по-прежнему все такой же бодрый, яркий, постоянно с новыми песнями.
|
Раиса Нур - постоянная гостья из Москвы |
Рая Нур приезжает к нам из года в год. Наш земляк Женис Искаков, сейчас живущий в Омске и Москве, а до этого в Караганде, поет авторские песни и еще произведения Абая, Шамшы Калдаякова и многих других, и воспринимается это великолепно.
Конечно, каждый год не может быть много ярких открытий. Это редкость, на самом деле. В этот раз новых открытий не было, но творчество тех молодых авторов, что были известны, засияло какими-то новыми красками и гранями. Тот же самый Ренат Минхаиров, исполнявший свои песни дуэтом с партнершей. Они великолепно выступили.
- С какими проблемами сталкиваются организаторы бардовских фестивалей в Казахстане?
- Одна из главных задач таких фестивалей - это открытие новых имен. Подобные мероприятия не дают потеряться исполнителям. Молодому автору всегда важно поделиться творчеством, получить оценку своих талантов, увидеть реакцию, насколько важно то, что он делает. Это только так говорится, “молодой автор”, а на деле человеку может быть и 40 лет, и 50.
|
Бардовская “джигитовка” |
Как в любом виде искусства - музыке, поэзии, живописи, важно владеть информацией, что уже сделано, что уже спето, чтобы не повторяться. Можно, конечно, и повторяться, но делать это талантливо. Нюансы, конечно, существуют, в частности, то, что бардовская песня - не коммерческий жанр.
Хотя есть примеры, показывающие, что все это может хорошо продаваться. Например, проект “Песни нашего века”, который продюсировал Георгий Васильев. Рейтинг продажи диска был очень высоким, и он даже обошел альбомы поп-исполнителей в Москве. Но это единичные случаи.
Все-таки авторская песня требует вдумчивого отношения. Это песня для ума, для интеллекта, для высокого уровня культуры. И она требует усилий для постижения, определенной подготовки - музыкальной и поэтической, образования. Ярлык “Песня у костра”, приклеенный в свое время, достаточно избитый, очень поверхностное суждение. Туристская песня, конечно, как одно из направлений, существует и будет жить, пока люди ходят в походы.
|
Интернациональная песня |
- Авторская песня предполагает наличие не только талантов, но и жизненного опыта. Выступают ли совсем юные исполнители со своими песнями?
- Выступают у нас и дети. Правда, чаще не как авторы, а как исполнители чужих песен. В десять-двенадцать лет надо быть гением, чтобы написать что-то осмысленное. Они выступали как исполнители - это направление вполне самостоятельное. Зачастую исполнитель выдает такое прочтение какого-то известного произведения, что оно начинает звучать совсем по-другому. Это всегда интересно. Детская, юношеская энергетика, восторг перед этим видом искусства покоряют зрителя и жюри.
Самая яркая наша звездочка - это Маша Таланова, она лауреат и “Астаны”, и “Чимбулака”, и Грушинского фестиваля. Ее всегда с удовольствием слушают. Были и другие дети, правда, в этом году детский концерт был менее насыщен, чем в предыдущем.
|
Гульзада Жаркимбаева |
По поводу опыта. Вы совершенно правы, но только в отношении авторства. За произведением должно стоять личное мировоззрение на жизнь, на людей, иначе это мало кого тронет. Конечно, можно удивить красивостью, но это опять же должно быть талантливо. Часто композитор накладывает известные стихи на прекрасную музыку и выдает красивое прочтение - это тоже интересно. Споры по этому поводу давно велись, но потом потихонечку сошли на нет. Авторская песня - это в первую очередь поэзия, хотя музыкальная составляющая тоже очень важна. Юрий Лорес, известный петербургский автор, назвал этот жанр интонируемой русской поэзией.
Хотя исполняются произведения и на других языках, и прекрасно воспринимаются. У нас были и на казахском, и на татарском, и на других языках, и слушать это было очень интересно. Все зависит от мастерства исполнителя.
- Что можете сказать о молодом поколении авторов? Сейчас мало кто в среде молодежи увлекается сочинением песен в таком жанре...
- Наши дети слушают эти песни, и те, у кого есть способности, с удовольствием исполняют. Ездят на фестивали, взрослеют на этих песнях. Мы стареем - они взрослеют. Многие, конечно, приходят под влиянием родителей. Но есть примеры, когда просто юное дарование случайно услышало, прониклось и решило заняться авторской песней серьезно.
|
Сергей Аксенов (Иваново) |
С другой стороны, может, это и хорошо, что молодежи нравятся другие направления, потому что авторская песня - это не закостенелый продукт, плохо поддающийся изменениям. Определенные требования к этому жанру остаются, но приветствуется и поток удачных новаций, музыкальных и поэтических, который невозможен без нового поколения авторов. Молодежь привносит в песню роковые, рэповые интонации. Джаз - это классика, он давно уже присутствует в авторской песне. Вопрос только в том, насколько это талантливо и подходит к такому жанру.
- То есть ряды постоянно пополняются. А слушательская аудитория?
- В определенные периоды интерес проявляется иногда больше, иногда меньше. Большой всплеск любви к авторской песни возник в постперестроечное время, так как до этого жанр был под запретом. Были времена, когда в Советском Союзе авторскую песню просто запрещали. Грушинский фестиваль, к примеру, несколько лет не проводился.
|
Почетный гость Владимир Туриянский |
Потом, когда разрешили, всколыхнулась волна интереса. Многие кинулись в бардовское движение, и вместе с этим какая-то пена пошла... Впрочем, как в любом жанре. Потом лишнее отсеялось, и остались только те, кто реально интересуется.
Помимо этого во все времена, конечно, есть и те, кого музыка интересует только как повод, чтобы напиться.
- Тогда и темы песен были другими. О чем барды поют сегодня? Присутствует ли в песнях злободневность?
- Злободневность никогда особо ценителями не приветствовалась, потому что все проходит. И всегда есть вечные ценности, как бы избито это ни звучало. Любовь, дружба, верность, порядочность и так далее. Искания и метания творческого человека всегда присутствуют, каждый видит мир по-своему, только подать этот взгляд могут не все. Те, кто может тронуть душу песней, как правило, люди неординарные, с ними просто интересно общаться.
|
Анатолий Марынкин - глава клуба “Тоника” (Алматы) |
- В прошлые века у нас ценилось творчество акынов. А на прошедшем фестивале, я слышала, были стилизованные под казахские народные забавы состязания. Авторская песня в Казахстане обладает каким-то национальным колоритом?
- В каждой стране фестивали имеют свой колорит. Да, это юрты, скачки, наши казахские традиции - все это достаточно интересно, и в первую очередь людям, приезжающим из-за рубежа. В Казани это проходит по-своему.
Конечно, на фестивале присутствуют и вещи, понятные нам, которые потом приходится объяснять приезжим гостям. И в шуточном концерте “Чайхана”, про который вы говорите, и в серьезном конкурсе звучали песни на казахском языке. Бардовская песня - это явление русской культуры, но одно другому не мешает.
Такой замечательный автор, как Виктор Алексеевич Баранов, карагандинец, сейчас живущий в Санкт-Петербурге, мастерски использует казахский текст в русских песнях. Ковбой скачет по степям Сарыарки, или наш джигит в прериях Кентукки - это было смешно и интересно слушателю. У Володи Юна есть песня и на казахском, и русском языке: выходят дети - белоголовый и темноголовый - и исполняют ее. Так гораздо увлекательнее, чем если бы мы просто копировали то, что происходит в других местах.
|
Павел Аксенов (Алматы - Москва) |
В России и авторов больше, и людей, этим интересующихся, но если мы внесем что-то свое, это приобретет некую ценность. У нас тоже много достоинств, например, наше казахское гостеприимство и, конечно же, прекраснейшие казахстанские красоты. Урочище Чимбулак - очень красивое место, грех не проводить здесь такого рода фестивали.
- Все-таки это состязание. Какие отношения между участниками?
- Между конкурсантами я ни разу не видел зависти. Потому что оценивает жюри, имеющее на то моральное право. Непонятых я редко встречал.
Хотя бывало такое, что человека не оценивают, а потом его песни начинает петь вся страна. В конце концов, везде люди, везде человеческие отношения, и говорить, что в этом жанре всегда чистые взаимоотношения, нельзя, это будет неправдой. Но если и присутствует, то очень мало, не так, как в шоу-бизнесе.
- Насколько строг уровень отбора на фестиваль? Если, допустим, человек пришел на конкурс, у него из души льется песня, а уровень не дотягивает...
- На самом деле все индивидуально. Я бы не сказал, что планка очень высока. Хотя уровень подготовки участников достойный. С другой стороны, оценивается в первую очередь сама песня, а потом уже уровень исполнения. Если у человека хватает способностей исполнить свою песню, то его пропускают. К исполнителю чужой песни требования, конечно, выше.
Если же у человека душа нараспашку, но голос коробит слух, в ноты он не попадает или плохо играет на гитаре, ему говорят, чтобы пошел, подучился и пришел на следующий год. |