|
Айгерим Бейсенбаева
Объединение творческого безумия Machine art group - это группа молодых художников, дизайнеров и музыкантов, которые объединились для того, чтобы вместе противостоять равнодушному отношению к современному искусству. Это один механизм, творческая машина, которая между тем не является конвейером по выпуску художественных произведений. Каждый из членов коллектива, “машинист”, является составляющей единого творческого процесса. Один создает графику, кукол из папье-маше, иллюстрации, декорации, театральные постановки, другой является кинорежиссером и был занят на съемках таких картин, как “Кочевник” и “Стрела Махамбета”, третий пишет музыку, а вместе - это Объединение творческого безумия Machine art group.
В театре АРТиШок в скором времени состоится выставка индустриальной скульптуры, организованная “машинистами”
|
“Машинисты” Зоя Фалькова и Антон Болкунов рассказывают об Объединении творческого безумия и о предстоящей выставке:
- Расскажите о вашем объединении. Почему вы называетесь Machine art group? Ведь “машина” - это то, что делает все автоматически, машинально. Как-то не вяжется с понятием “искусство”...
Зоя Фалькова: Арт-машина - это такая общая творческая способность, которая движет всеми. Во многих литературных произведениях рассказывается, что существует такая сила, которая нашептывает творческим людям - поэтам, художникам, писателям - идеи, мысли. Кто-то называет это музой или еще как-нибудь, а вообще у этого явления множество названий. Как нам кажется, это единая способность, одна на всех людей, и это есть машина. Мы просто взяли за основу эту распространенную идею, и у нас получился несколько юмористический концепт, шутливое обращение к неким силам и пространствам, которые на самом деле всегда с нами. Наше творческое объединение существует уже полтора года, и с самого начала было названо “машиной”, и я думаю, название очень удачное.
Антон Болкунов: На нашем сайте, конечно, творчество группы разделено по авторам, кто что делает. Но, согласно нашей концепции, это все делает “машина”, а мы все, художники, только “машинисты” при ней.
- Но, насколько я заметила по вашему творчеству, каждый автор вашего объединения занимается каким-то своим видом деятельности.
А.Б.: У нас очень много общих проектов. Просто что-то у одного получается лучше, чем у другого, но работаем мы все равно обычно вместе. Один, допустим, рисует, а другой подсказывает ему какие-то идеи. Я, например, много занимаюсь графикой, и перед тем как приступить к работе, я часто советуюсь с остальными членами объединения.
З.Ф.: Среди того, что мы создали, есть анимационный фильм к аудиопостановке книги российского писателя Венедикта Ерофеева “Москва - Петушки”. Антон рисовал иллюстрации к этой книге. А ролик мы создавали вместе, звук, анимацию и так далее. На сегодняшний день это самый удачный наш проект, который, так сказать, “вышел в люди”, а не был спрятан в стол. Возможно, в дальнейшем мы будем делать иллюстрации и к печатному изданию этого автора.
- Вы вот занимаетесь и графикой, и анимацией, фотографией, скульптурными объектами, дизайном и так далее. Вы беретесь за проекты, которые вам не нравятся?
А.Б.: Нет! Для того, чтобы делать только то, что нам нравится, мы и сформировались как творческое объединение. Раньше мы сидели по офисам и конторам, занимались каждый своим делом, и приходили, допустим, какие-нибудь заказчики, которые мнили себя художниками, а тебя воспринимали кисточкой в своей руке. В какой-то момент мы подумали, что хватит уже тратить время и силы на всякую ерунду и пора уже заняться искусством. Действительно стать художниками. Конечно, мы зарабатываем искусством на жизнь, но за рублем мы не гонимся.
- У вас скоро будет выставка индустриальной скульптуры. Что вы представите на ней?
А.Б.: Выставку мы организовываем совместно с театром “АРТиШОК”. Это место само по себе аутентично.
А идея появилась так. В городе сейчас сносятся целые районы, и возле нашего дома снесли частный сектор. Там валялись целые горы индустриального железа, старого и ржавого. Так вот, ты идешь, случайно бросаешь взгляд на эти развалины, а там из переплетений железа и проволоки сама собой сложилась забавная физиономия. Добавляешь еще деталь, и получился смешной персонаж, со смешными глазами, с большими зубами. Или еще какая-нибудь фигура. И вот на основе этого и родилась идея создать серию скульптур из предметов, которые утратили уже свое предназначение и теперь, получается, зажили новой жизнью в виде узнаваемых образов.
З.Ф.: Людям вообще свойственно одушевлять предметы. Вот вы смотрите на автомобиль, и вам кажется, что он смотрит с хитрым прищуром. Или просто приветливо улыбается. Обычно это делается подсознательно, а мы это выносим на внешний уровень. Мы просто сделали очевидным ассоциативный ряд. Например, вы видите эти предметы по отдельности - это старый конденсатор, это дверная ручка, это дверной ключ, а когда слеплено все вместе, получается фигура старухи.
На самом деле мы ничего нового не придумали - такого рода скульптура является классикой постмодернизма. Просто слепили, совместили обычный хлам так, что получились какие-то узнаваемые вещи.
- Как живется и работается творческим объединениям в Казахстане?
З.Ф.: Ну, мы уже привыкли к тому, что в Казахстане искусство, в принципе, никому не нужно. У людей даже мысли не возникает, что в искусство можно вкладывать средства, что нужно его развивать. У нас не развито меценатство. Например, в России меценат Игорь Маркин открыл Музей современного искусства. И там постоянно проходят какие-то интересные мероприятия. Искусство действительно живет и развивается. У нас же нет условий для молодых авторов, и большая часть уезжает в Москву, Санкт-Петербург, за границу. А те, кто остается, творят, как говорится, в стол, и даже не пытаются выставить свое творчество, потому что такое впечатление, что это никому не нужно.
Еще у нас спрос на искусство не может встретиться с качественным предложением. Государственная политика по отношению к культуре и искусству выглядит странно. Или вообще ничего не представляет собой. Отменяется, допустим, выставка работ дизайнеров для того, чтобы можно было провести закрытый аукцион, на котором вяло продаются четыре работы и куда не пускают журналистов. У нас художники выставляют свои работы на внимание себе подобных, больше обычно никому не интересно. У нас, к сожалению, пока почти нет творческой среды. Нет специальных центров, как, например, галерея “Борей” в Санкт-Петербурге. Конечно, у нас есть театры, есть специальный кинотеатр, где иногда показывают хорошее кино, есть арт-кафе. Там иногда что-то происходит, но редко. А если бы что-то происходило интересное, люди бы потянулись, повылазили бы из своих нор, заинтересовались, начали бы творить. Повысился бы уровень культуры населения. А у нас молодежь ходит развлекаться в торговые центры, потому что интересных мест мало. Людям некуда расти в культурном плане. Страна должна развиваться гармонично, то есть не только экономика, но и культура и так далее. Высокий культурный уровень ведь очень сильно поднимает рейтинг страны.
Здесь мы живем и работаем, как в изоляции, а когда приезжаем в Россию и показываем свои работы, нам тут же предлагают устроить выставку. Или нам сюда часто пишут люди, которым нравится наше творчество. Надеюсь, когда-нибудь и у нас будет среда, в которой хочется жить и творить. |