|
Что такое авторская песня, и по сей день каждый, как по другому поводу говаривал Аркадий Гайдар, понимает по-своему. Начиналось все в пятидесятые годы двадцатого века. От костров перешли к микрофонам, стали возникать “клубы самодеятельной песни”. В настоящее время авторская песня - самостоятельный жанр, который исследуют, в то время как энтузиасты проводят многочисленные музыкальные втречи. Один из них - фестиваль авторской песни “Астана”, который, кстати, является ровесником нашей столицы. Одиннадцать лет подряд каждое лето тысячи любителей песни прибывают большими группами и даже семьями в Астану, чтобы в течение трех фестивальных дней испытать радость творческого общения...
В последние годы не только историки культуры пытаются дать четкое определение жанру авторской песни, но и сами авторы-исполнители, и “чистые” музыканты, и композиторы. Один из спорных вопросов: кто первым обозначил главное в возникшем жанре? Что это - поэзия, положенная на ритмическую основу? Кто это “открыл” - Окуджава? Высоцкий? Визбор? Галич? Много сломано копий. Написаны книги, статьи. Как только ни обозначали авторскую песню - “высокая эстрада”, “эстрада для интеллигентов”. Известный бард Александр Мирзаян уже не первый год занимается теоретическими исследованиями в этой области и сформулировал свое определение жанра - сочетание трех “текстов”: поэтического, музыкального и интонационного (главнейшего!). Так или иначе, но сегодня для людей, занимающихся авторской песней, хобби давно выросло в профессию. Полуподпольное существование авторов-исполнителей сменилось сегодня созданием театров песни. Новое поколение бардов сейчас активно использует выгоды менеджмента и рекламы, старается записывать свои произведения не только на аудиокассетах, но и на компакт-дисках.
Это в очередной раз продемонстрировал столичный фестиваль, который ежегодно собирает около 150 бардов из разных стран. Так, например, в этом году гости приехали из всех городов республики, Новосибирска, Иванова, Москвы, Германии и США. Инициатор и организатор фестиваля в Астане - фонд авторской песни “Доминанта”. Главная цель мероприятия: поддержка и пропаганда жанра авторской песни, развитие культурных связей республики со странами ближнего и дальнего зарубежья и повышение творческого уровня авторов и исполнителей.
В этом году среди почетных гостей фестиваля был Женис Искаков, благодаря которому на фестивале звучала не только бардовская классика и авторские песни в профессиональном исполнении, но и казахские мотивы. Приехали на фестиваль автор и исполнитель из Иванова Сергей Аксенов, а также вошедшие в состав жюри автор из Германии, классик жанра Владимир Туриянский, лауреат Грушинского фестиваля, постоянный гость Раиса Нур, автор из Воронежа, обладатель “Хрустальной совы” телевизионного клуба “Что? Где? Когда?” Виктор Байрак, алматинский бард, организатор фестиваля авторской песни “Чимбулак” Владимир Юн, президент КСП “Зеленая карета” из Усть-Каменогорска Евгений Зинин. А вот отечественных бардов на фестивале было не счесть.
Фестиваль “Астана” всегда проходит с успехом, хотя в его истории бывали технические трудности, срывался приезд кого-то из мастеров, подводила погода, но всегда присутствовала всенародная любовь, международная известность и, конечно же, песни, написанные специально для этих дней.
Фестиваль авторской песни в Астане проводился с 1979 по 1995 год, организаторами были любители жанра, объединившиеся в 1982 году в клуб самодеятельной песни “Фламинго”. В 1999 году фонд “Доминанта”, созданный ветеранами “Фламинго” для поддержки жанра, восстановил практику проведения ежегодного фестиваля авторской песни. Поскольку с 1999 года конкурс имеет статус международного, его название изменилось на “Астана” и был начат его новый отсчет.
Столичный фестиваль, как и другие, начиная с гигантского Грушинского, отличает демократичность. Здесь поют все. Мэтры всегда с удовольствием выступают перед теми, чье творчество им предстоит судить, конкурсанты сверяют по ним настрой своих гитар. Так и рождается неповторимое бардовское братство.
А еще фестиваль авторской песни в Астане - это народная тропа, по которой участники и гости собираются на фестивальную поляну. Это, естественно, палаточный город с населением, насчитывавшим в этом году до несколько сотен жителей. Повторим: большинство прибывают сюда каждый год. Это, конечно, и дружеские перепалки, и много гитар с главной сценой - “взлетной площадкой” для молодых авторов. Ведь в течение трех дней участники (а их было в этом году 50) выступали в многочисленных творческих мастерских и конкурсных концертах, где их оценивало жюри. Конкурс проводился по номинациям “Автор”, “Исполнитель”, “Автор музыки” и “Ансамбль”, по каждой из которых определены один лауреат и два дипломанта. Так, например, в номинации “Ансамбли” лауреатов в этом году было сразу два: карагандинский клуб авторской песни “Пятница” и известный ансамбль семьи Талановых - Мария, Карина, Сергей в компании с Николаем Глушковым (Алматы). А в главной номинации “Автор” победителем стал Артем Терехин, уроженец Астаны, лауреат различных конкурсов, выпускник КазНАМ, а ныне москвич, ученик знаменитого Романа Виктюка.
Программа фестиваля была интереснейшей: это детские конкурсы, праздник Нептуна, выступление кукольного театра из Усть-Каменогорска, песенные костры и гала-концерт, который был отменен, к сожалению, из-за разразившегося сильного ливня. Юмористический концерт “Чайхана” прошел в жанре радиопередачи, ведущим был диджей Виктор Байрак.
Что делать, природная примета столичного фестиваля - это дождь. Летний дождь, который идет почти всегда во время этого песенного праздника, однако никогда не портит ни действия, ни настроения. И в этом году из-за погоды фестиваль “Астана-2009” прошел в несколько сокращенном варианте. Официальное награждение пришлось перенести в банкетный зал находящегося неподалеку отеля с примечательным названием “Причал”, как нельзя лучше соответствующим условиям потопа, залившего фестивальную поляну.
Меруерт Кудабаева |