|
Женщина как творец искусства
Свою летнюю экспозицию галерея “Коркем тус” на “Атакенте” посвятила творчеству женщин-художниц. Трудно поверить, что до недавнего времени для представительниц прекрасного пола существовало неписаное табу на эту профессию. Потому-то история мирового искусства оставила нам не так много женских имен. в последнее время ситуация кардинально изменилась. Современное искусство трудно представить без участия художниц. Они не просто штурмуют эту тонкую сферу человеческой деятельности, а более того - претендуют на достаточно высокую планку оценки. Не ограничиваясь камерными видами искусства, художницы успешно осваивают далеко не женские области изобразительного искусства (монументальная живопись, скульптура, витражи, мозаика...)
В галерее широко представлены произведения художницы
Елены Бейсембиновой, известной широтой интересов. Художница декоративно-прикладного искусства и мультипликационного кино, автор книжных иллюстраций, станковых карандашных рисунков и серий монографий уже четверть века занимается живописью. В экспозиции представлены, главным образом, натюрморты, не выпадающие из общего стиля художницы. Даже в этом скромном неброском жанре автору удается высказаться, донести до зрителя свою внутреннюю философию и личную творческую концепцию. Все эти внешне непритязательные объекты, кажущиеся порой не совместимыми друг с другом, несут в себе глубокий эмоциональный заряд и демонстрируют истинные установки художницы. Умеющий видеть обнаруживает ненавязчиво преподнесенную идею связи времен и пространства. По сути, это экологическая живопись, апеллирующая к современнику о бесконечной ценности и хрупкости этого мира. Видение художницы совпадает с философией пантеизма японцев, у которых трепетное отношение к мирозданию и действенная связь прошлого с будущим являются кредо их преуспевания. Да и в формальном плане Е.Бейсембинова следует основным принципам арт-деко, где определяющей эстетическую выразительность являются сведенные в единую гармонию комбинации музыкальных линий и извилистых форм используемых предметов. Это довольно своеобразная пластика, подкрепленная также очень специфичным колористическим строем произведений. В представленных работах преобладает серебристо-перламутровая гамма, создающая некий романтический флер и несколько ассоциирующаяся с эпохой русского модерна.
Любовь Ри представлена небольшим количеством работ, заметно отличающихся по манере письма, свидетельствующей о широком диапазоне ее творческого арсенала. “Моя палитра” - картина написана трепетными мазками, где есть ощущение бесконечного движения: воздуха, светоносных бликов и тени, материальных контрастов, “позирующих” объектов, характера их размещения... В другой же работе с найденным точно названием “Последнее дыхание” все более статично согласно сюжету - букет в кувшине доживает последние мгновения. Но в то же время здесь художница от тщательной выписанности в первой работе переходит к широкой энергичной лепке цветом, создавая ощутимую фактуру картины. Каждый натюрморт отличается и способами компоновки, оправдывая изменчивость почерка автора каждый раз индивидуально поставленной задачей.
Дана Муканова-Хуршудян, химик по образованию, уже более 8 лет уютно ощущает себя в новой ипостаси - живописи. Начиналось это как хобби, что, как правило, затягивает, и уже, очевидно, назад возврата нет. Не связанная профессиональными рамками, она чувствует здесь себя свободно и до сих пор не потеряла первоначального чувства эйфории. Дана с неутолимой жадностью продолжает постигать эту заманчивую сферу искусства, смело пробуя себя в самых разных жанрах. Ей достает мужества внедряться в одну из самых сложных сфер - портрет, требующий не только профессионального мастерства, но и дара психолога. Ее девиз - “смочь, но и превозмочь себя” - помогает двигаться вперед. Она очень “плодовита” в хорошем смысле слова - все, что ею создано, уже трудно поддается подсчету. На выставке в галерее представлены натюрморты Даны. Даже судя по ним, обнаруживаешь, насколько она меняется, беспрестанно завоевывая живописное пространство. В натюрмортах столько жизнелюбия, бьющей через край энергетики, привлекающего позитивизмом видения автора.
Живопись Гульнар Суюнбаевой можно назвать сюжетной без сюжета как такового. И в этом нет противоречия. Ведь присутствие сюжета - это повествовательная фабула произведения. Но художница, не прибегая к рассказу, использует широкий изобразительный ряд скорее в символическом смысле. Это, безусловно, женская живопись, чарующая плавными линиями, нежной гаммой, изысканностью силуэта персонажей. Ее люди и кони не откровенно декоративны, в них отсутствует нарочитая красивость. А привлекают ее картины естественной грацией движения, изяществом осознанно вытянутых тонких пропорций героев полотна. Она не стремится к передаче визуальной объемности, а достигает художественного синтеза подчеркнутым абрисом округленных линий с тонко сгармонированной цветовой гаммой. Произведения Гульнар - гимн своему народу, его истории, фольклору, но без налета излишней этнографичности.
Выставки, подобные этой, хороши тем, что дают возможность лицезреть фрагменты - “осколки” - широкой картины современного искусства, которые сложно обозреть одним взглядом, настолько они емки и многозначны. Нам удалось увидеть лишь отдельные моменты творческой жизни женской половины мира художников. И насколько же они разноплановы и интригующи - соответственно самой женской природе! И появился соблазн узнать об этом как можно больше и шире. Возможности же в этом плане не ограничены.
Мария Жумагулова |