|
Айгерим Бейсенбаева
В мире изобразительного искусства женщина всегда может выбрать, кем быть - художницей или художником. Это не всегда одно и то же. В творчестве настоящего художника пол автора никогда не будет играть особой роли, художница же оставляет за собой право на половую принадлежность. Так уж сложилось, что женщина и живопись до недавнего времени считались понятиями несовместимыми, и на судьбу каждого живописца женского пола выпадала нелегкая доля доказывать всем, что она - исключение из правил.
Сауле Сулейменову язык не повернется назвать художницей, несмотря на то, что она с виду очень женственная, обаятельная и хрупкая
Сауле Сулейменова - известный казахстанский график и живописец, одна из немногочисленных авторов, представляющих казахстанское искусство за рубежом. Совсем недавно она приняла участие в выставке A est di niente (“Восток из ниоткуда”), прошедшей в Турине, где в числе других авторов попыталась познакомить европейского зрителя с настоящим лицом центрально-азиатской страны.
Кроме того, в последнее время Сауле работала в сфере кинематографа - у режиссера Амира Каракулова, а сейчас просто отдыхает, обдумывает новые идеи, готовится к будущим выставкам.
В уютной атмосфере творческой мастерской Сауле Сулейменова рассказывает о выставке в Турине и высказывает собственное мнение по поводу такого понятия, как женщина в искусстве:
- Сауле, каким представился европейскому зрителю Восток в Ваших произведениях?
- На выставку в Турине я повезла 16 своих работ. Серия произведений, которую я мечтала выставить здесь, в Казахстане, но по некоторым причинам не получилось.
Для меня эта серия очень важна, потому что так о Казахстане еще никто не рассказывал. Есть две распространенные позиции - два образа нашей родины в глазах иностранцев. Либо это очень жесткий отзыв, как о стране дикой, и казах в понимании европейцев - это разбойник, дикарь и так далее. И есть такой комплиментарный Казахстан, который устраивает всех, придуманный образ - идиллия с батырами, юртами, верблюдами, красавицами в саукеле с нежными глазами... А третьего не дано.
Я представила в своих произведениях другой Казахстан, такой, какой он есть сейчас. Почти этнографический взгляд.
Что касается техники моих произведений, то в последние годы я вплотную занялась фотографией. Вообще, я живописец, но фотографию как средство визуализации тоже люблю. Много думала над тем, как соединить эти мои привязанности.
Сначала я работала со старыми архивными фото казахов конца XIX - начала XX века. Люди на них такие настоящие, они еще не знают, что нужно улыбаться, позировать. Они очень суровые и даже где-то пугающие, но абсолютно естественные, и в этом ценность этих фотографий. Работала я тогда в технике граттографии - гравюра по парафину. В этой технике я сделала выставку “Казахская хроника” в 2005 году, с которой позже поехала в США.
Чуть позже я открыла для себя другие достоинства фотографии, в первую очередь, фон. Я поняла, что фото можно использовать дважды - это непосредственно образы и фон, который сам по себе очень красивый, и в живописи такого не добиться. Опять же от живописи отказываться нельзя, и я начала рисовать поверх фотографических фонов разные образы. Здесь образы из архивных фото, здесь фигура современного мальчика, моего племянника. Это уже было новое для меня направление - живопись по фотографии.
Выставка в Турине была масштабная, но мероприятие это было не государственное, а частное, организованное на средства одной тамошней богатой семьи, вкладывающей деньги в искусство. Под выставочное пространство они отдали чуть ли не целый квартал в Турине, огромную территорию - бывший автомобильный завод семьи Пикарри - привели в порядок и сделали галерею. Высоченные потолки, кое-где остались заводские краны и прочее оборудование. Там и проходила наша выставка.
Организаторы пригласили поучаствовать в выставке художников Центральной Азии, художников из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Афганистана и Монголии, и это вызвало среди европейской публики бешеный резонанс. Все-таки интерес к Востоку не ослабевает.
- Ломали стереотипы?
- Об искусстве Казахстана вообще мало кто знает. Все, что представлялось за рубежом, целиком заслуга Центра современных искусств Сороса и искусствоведа Валерии Ибраевой, которая организовала участие в международных выставках нескольких наших авторов, таких, как Ерболсын Мельдибеков, Саид Атабеков, Алма Менлибаева.
Менлибаева живет и работает сейчас в Германии, и ее работы выставляются в Штатах и в Европе. Она переехала туда с целью продвижения своего творчества в мире, а сюда приезжает за вдохновением.
Ерболсын Мельдибеков и Саид Атабеков сформировали некий агрессивный образ нашей страны. Несколько радикально и жестко, но Европу это устраивает. А зачем им видеть азиатскую страну как равную себе? Им хочется видеть дикарей, и потому многие наши авторы показывают то, что хотят видеть зрители.
В октябре мы с Куанышем (супруг - художник Куаныш Базаргалиев. - “НП”) ездили на аукцион “Кристис”. К нам в Казахстан приезжали эксперты знаменитого аукциона и из 500 авторов выбрали работы всего четырех художников. В том числе и нас с Куанышем, причем они даже не подозревали, что мы муж и жена. Фамилии-то у нас разные.
Там, на аукционе, была совсем другая, пафосная атмосфера.
А на выставку в Турине не приехал ни один представитель посольства Казахстана. Это, конечно, отвратительно. Мы полдня подписывали буклеты с работами всем гостям - известным людям, мэрам, министрам, представителям всех стран, что выставлялись. А двадцать экземпляров, подготовленных для нашего посольства, так и остались нетронутыми - никто не приехал. Никто не посчитал своим долгом. Вот оно - отношение. Все это, конечно, очень печально.
- Вы одна из тех наших авторов, кто активно участвует в международных выставках. Есть ли различия в восприятии работ современных художников в Европе и на постсоветском пространстве?
- Я, конечно, не хочу принижать нашего зрителя, но у нас, к сожалению, нет культуры визуального восприятия. Ее нужно воспитывать. Зато у нас очень развито аудиовосприятие - наши люди очень хорошо и внимательно относятся к музыке и слову.
Я постоянно твержу: искусство - это удовольствие, это наслаждение для глаз. Люди у нас наконец-то научились кайфовать от необычных видов спорта и отдыха. Созерцание произведений искусства - это тоже удовольствие, но к нему необходимо подготовиться, нужен определенный опыт и знания.
Мы сейчас говорим о выставке в Турине, но я просто вспоминаю, что было на аукционе “Кристи”. Наши пафосные чиновники от культуры там были и даже ни разу не подошли поздороваться. В то время как всякие лорды и леди подбегали к нам, пожимали руки, выражали восхищение и фотографировались с нами на память.
У нас художник - это обслуживающий персонал. Отношение к творящему, и к художнику, в частности, не всегда правильное. В казахской традиционной культуре уважение было. Отношение было адекватное к художникам, акынам, к творческим людям.
Художник - это странный человек, и к нему нужно особое отношение. Он не слуга богатеньких и сильных. Над дверями галереи Марата Гельмана в России есть надпись: “Художник всегда прав”. У нас так ни в коем случае не думают.
- На выставке в Турине было представлено современное искусство, синтетическое. Насколько для Вас связаны понятия “искусство” и “медиа”? Какое место в Вашем творчестве занимает эксперимент?
- Искусство, в первую очередь, должно быть честным, только тогда оно может называться искусством. А если для этого нужен творческий эксперимент, медиа-средства - пожалуйста!
По выставке в Турине можно понять, что все уже изменилось катастрофически. Сейчас визуальное искусство - это, по большей части, медиа. Нечто плоское на холсте уходит на второй план. На фоне этих экспериментов идет процесс девальвации понятий “профессионализм”, “талант”. Конечно, можно ругаться, но это объективная реальность. Кризис, в общем. Кризис везде.
- Сауле, женщин в искусстве было мало всегда. Не много их и в наше время. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Я вообще считаю, что хороших женщин-художников очень мало. Это уже показатель. Ты идешь в Союз художников, и у тебя щеки горят. От чужой щетины - во время приветствий все время целуешься с кучей бородатостей
(смеется). Идешь и чувствуешь, что на тебя все смотрят. Тяжело, конечно.
С другой стороны, ужасно, если человек не выпадает за пределы каких-то стереотипов. Он привык к каким-то определениям, что он мужчина или женщина, казах или русский. Что такое красота, нам вдалбливали с детства. Так вот, если художник живет с этими понятиями, то он не художник. Художник все внутри должен переломать, все поставить под сомнение.
Мне, в основном, творчество женщин-художниц не нравится, потому что они живут со своей сопливой романтикой, начиная с детства. Это, конечно, тоже нужно, но настоящий художник должен везде поставить знак вопроса.
- Ко всему прочему Вы еще и жена художника. Тяжело ли жить и творить двум авторам под одной крышей? Вмешиваетесь в творческий процесс друг друга?
- Не представляю, как бы я жила без Куаныша. Мы друг другу очень нужны. Если бы он не был художником, может, у нас бы и не сложилось...
В творческий процесс друг друга постоянно влезаем.
- И не обижаетесь, если услышите критику?
- Обижаемся
(смеется)! Но мнение моей семьи для меня самая главная цензура.
По выставке в Турине можно понять, что все уже изменилось катастрофически. Сейчас визуальное искусство - это, по большей части, медиа. Нечто плоское на холсте уходит на второй план. На фоне этих экспериментов идет процесс девальвации понятий “профессионализм”, “талант”. Конечно, можно ругаться, но это объективная реальность. Кризис, в общем. Кризис везде. |