ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Арт-обзор Культура

Восток... глазами Востока
В галерее “Ою” открылась выставка художников Центральной Азии “Аромат Востока”. Это, в первую очередь, произведения художников Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, а также наших соотечественников, проживающих нынче в Китае, Германии, Австрии, России.
Здесь представлен широкий диапазон жанровых и стилевых направлений, раскрывающих тему Востока многогранно и порой с неожиданных ракурсов. Метод соцреализма, только недавно воспринимавшийся как раздражающий фактор, теперь привлекает повышенное внимание в лучших своих проявлениях. Так зритель соскучился по добротной живописи с достоверной передачей подробностей быта, незаметно отошедших в разряд раритетов. Само название картины художника из Узбекистана Кельберера “Ветераны колхоза “Октябрь” теперь вызывает ностальгическую ноту. Его соотечественник Леонид Кан предпочитает писать в манере “малых голландцев”, умудряясь при этом “втиснуть” в свои композиции чисто восточные персонажи. Трудно не повториться в передаче чрезмерно популярной ныне темы каравана, но Аваз Шарипов в своей картине, намеренно вытянутой по горизонтали - как бесконечность Шелкового пути, - находит свою лирическую линию.
alt
Работы Халиды Шимовой из Кыргызстана полюбились казахстанским зрителям. Они стали, кстати, открытием для нас благодаря своему дебюту в этой галерее. Она сразу узнаваема строем своих композиций, ассоциирующихся с восточной миниатюрой. Как правило, это повествовательные сцены с большим количеством персонажей, каждый из которых занят своим делом. И, скорее всего, это острый типаж со своими характерными социальными особенностями, переданными как с большой наблюдательностью, так и с умилительным добродушием. Они привлекают своей близостью к жанру народного лубка, но исполнены мастерски и профессионально. Сильным эмоциональным воздействием отличается триптих Суитбека Тарабекова “Посвящение матери”. В одном из них изображение только деревянного остова с накинутыми коврами и предметами оберега глубоко символично и пронзительно по своему настроению.
Географическая отдаленность проживания от своего отечества далеко не мешает, а даже стимулирует наших земляков обращаться к сакральным темам своей родины либо напрямую, либо опосредованно. В “Натюрморте с фужерами” Булата Мекебаева из Германии чувствуется влияние современной европейской живописи в чрезмерной конструктивности антуража, однако в цветовом строе произведения неизменно прорывается восточная душа автора. Аман Муканов - почетный профессор, занимающийся преподавательской деятельностью в Китае, может явиться для своих студентов вдохновляющим примером творческого служения живописи. В его пейзажах есть необыкновенная девственная чистота и нетронутость, переданная в цветовой палитре, звучащей в унисон с изображенной природой. А в имперской Австрии нашей бывшей землячке Инессе Заузенг нет-нет, да и вспомнится щемящий аромат Азии. В ее творчестве большое место занимает восточная тема либо прорвется каким-нибудь элементом в композиции, подобно тому, как сочно выписаны ломти тыквы в светском (не советском) по духу натюрморте. А Чингизу Ногайбаеву интересно теперь сторонним взглядом из России обозреть перемены в родном отечестве. Его “Алматинка” с продуманно выстроенными атрибутами - причудливое сплетение времен недавних и все же знаковых своими стремительными темпами.
alt
Одним словом, перед нами предстала выставка разноплановая, многозначная, где есть что рассматривать и рассмотреть.
Организованная подобным образом экспозиция из стран Центральной Азии позволяет увидеть вполне определившиеся региональные особенности обозначенных стран. Общая восточная ментальность, безусловно, является связующим звеном идеологического и формального порядка. Тем не менее Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан - это самостоятельные художественные школы со своим автономным ходом развития. На неуловимом уровне тонкая самобытность каждой из них ощущается как очевидный и состоявшийся факт. Одним из объединяющих начал, конечно же, является общее прошлое - все мы родом из советского социалистического реализма, главное достоинство которого - крепкая академическая школа со сложившимися канонами профессионального мастерства. На этой выставке представлены лишь небольшие фрагменты художественной жизни нашей и соседних республик, но и они позволяют судить о складывающихся локальных тенденциях в каждой из них. Главное, что Восток в широком смысле слова вышел далеко за рамки своих обозримых границ и сумел благополучно интегрироваться в мировое культурное пространство. Выставка изначально не претендует на глубокий анализ этого явления, а есть повод к размышлению об истоках и путях дальнейшего развития искусства Центральной Азии, уже сумевшего заявить о себе и стать достаточно привлекательным для современных исследователей.
Мария Жумагулова

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение