Восток... глазами Востока
В галерее “Ою” открылась выставка художников Центральной Азии “Аромат Востока”. Это, в первую очередь, произведения художников Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, а также наших соотечественников, проживающих нынче в Китае, Германии, Австрии, России.
Здесь представлен широкий диапазон жанровых и стилевых направлений, раскрывающих тему Востока многогранно и порой с неожиданных ракурсов. Метод соцреализма, только недавно воспринимавшийся как раздражающий фактор, теперь привлекает повышенное внимание в лучших своих проявлениях. Так зритель соскучился по добротной живописи с достоверной передачей подробностей быта, незаметно отошедших в разряд раритетов. Само название картины художника из Узбекистана Кельберера “Ветераны колхоза “Октябрь” теперь вызывает ностальгическую ноту. Его соотечественник Леонид Кан предпочитает писать в манере “малых голландцев”, умудряясь при этом “втиснуть” в свои композиции чисто восточные персонажи. Трудно не повториться в передаче чрезмерно популярной ныне темы каравана, но Аваз Шарипов в своей картине, намеренно вытянутой по горизонтали - как бесконечность Шелкового пути, - находит свою лирическую линию.
Работы Халиды Шимовой из Кыргызстана полюбились казахстанским зрителям. Они стали, кстати, открытием для нас благодаря своему дебюту в этой галерее. Она сразу узнаваема строем своих композиций, ассоциирующихся с восточной миниатюрой. Как правило, это повествовательные сцены с большим количеством персонажей, каждый из которых занят своим делом. И, скорее всего, это острый типаж со своими характерными социальными особенностями, переданными как с большой наблюдательностью, так и с умилительным добродушием. Они привлекают своей близостью к жанру народного лубка, но исполнены мастерски и профессионально. Сильным эмоциональным воздействием отличается триптих Суитбека Тарабекова “Посвящение матери”. В одном из них изображение только деревянного остова с накинутыми коврами и предметами оберега глубоко символично и пронзительно по своему настроению.
Географическая отдаленность проживания от своего отечества далеко не мешает, а даже стимулирует наших земляков обращаться к сакральным темам своей родины либо напрямую, либо опосредованно. В “Натюрморте с фужерами” Булата Мекебаева из Германии чувствуется влияние современной европейской живописи в чрезмерной конструктивности антуража, однако в цветовом строе произведения неизменно прорывается восточная душа автора. Аман Муканов - почетный профессор, занимающийся преподавательской деятельностью в Китае, может явиться для своих студентов вдохновляющим примером творческого служения живописи. В его пейзажах есть необыкновенная девственная чистота и нетронутость, переданная в цветовой палитре, звучащей в унисон с изображенной природой. А в имперской Австрии нашей бывшей землячке Инессе Заузенг нет-нет, да и вспомнится щемящий аромат Азии. В ее творчестве большое место занимает восточная тема либо прорвется каким-нибудь элементом в композиции, подобно тому, как сочно выписаны ломти тыквы в светском (не советском) по духу натюрморте. А Чингизу Ногайбаеву интересно теперь сторонним взглядом из России обозреть перемены в родном отечестве. Его “Алматинка” с продуманно выстроенными атрибутами - причудливое сплетение времен недавних и все же знаковых своими стремительными темпами.
Одним словом, перед нами предстала выставка разноплановая, многозначная, где есть что рассматривать и рассмотреть.
Организованная подобным образом экспозиция из стран Центральной Азии позволяет увидеть вполне определившиеся региональные особенности обозначенных стран. Общая восточная ментальность, безусловно, является связующим звеном идеологического и формального порядка. Тем не менее Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан - это самостоятельные художественные школы со своим автономным ходом развития. На неуловимом уровне тонкая самобытность каждой из них ощущается как очевидный и состоявшийся факт. Одним из объединяющих начал, конечно же, является общее прошлое - все мы родом из советского социалистического реализма, главное достоинство которого - крепкая академическая школа со сложившимися канонами профессионального мастерства. На этой выставке представлены лишь небольшие фрагменты художественной жизни нашей и соседних республик, но и они позволяют судить о складывающихся локальных тенденциях в каждой из них. Главное, что Восток в широком смысле слова вышел далеко за рамки своих обозримых границ и сумел благополучно интегрироваться в мировое культурное пространство. Выставка изначально не претендует на глубокий анализ этого явления, а есть повод к размышлению об истоках и путях дальнейшего развития искусства Центральной Азии, уже сумевшего заявить о себе и стать достаточно привлекательным для современных исследователей.
Мария Жумагулова |