|
Мария Жумагулова
Обо всем понемногу
Центральный выставочный зал открыл для алматинцев и гостей города в разгар туристического сезона “Летний вернисаж”. Выставка получилась представительной как в количественном, так и в качественном отношении. Здесь задействована практически вся имеющаяся площадь, а это ни много ни мало 400 квадратных метров. Поскольку о содержании часто судят по именам представленных авторов, то посетителям не грозит разочароваться и в этом плане. Работы художника-шестидесятника Абдрашида Сыдыханова - это уже своего рода классика отечественной живописи. “Жербесик” (“Земля-колыбель”), “Знак Памир”, написанные в 90-е годы, - как свидетельство нестандартного мышления автора, наглядно проявившегося и в выборе темы, и в стилистическом, и в технологическом ключе. Произведения же его современников И.Бондаренко и Ш.Абдулганиева привлекают внимание уже в историческом контексте. Они не интригуют новациями, но выполнены мастерски и в добротном стиле соцреализма.
Организаторы выставки не претендуют на концептуальную выстроенность экспозиции. Она, скорее, обзорного характера, как бы выхваченные фрагменты довольно многообразной, богатой на знаковые и ординарные события галерейной жизни Алматы. Достаточно широко представлены произведения Аскара Есдаулета, и это, главным образом, последние работы, только вышедшие из-под кисти художника. Здесь ясно прослеживаются как бы две линии образного и формального решения композиции. “Тау-баба”, “Очаг”, “Утро в горах” - эти работы отличают, соответственно теме, олицетворение сельской аульной идиллии, спокойствия и размеренность ритма, неброскость колорита, однако местами вспыхивающего аккордами ярких локальных цветов, прекрасно организованных и сведенных в единую гармонию.
Художник настойчиво возвращается к теме города. И здесь по контрасту в картине “Город” (2006 г.) ощущение тишины сменяется чувством беспокойства, проявившегося во всем - в усложненности ритмического построения композиции, подвижности всех компонентов, многозначности силуэтов и цветового решения. В последующих двух работах на эту же тему (2009 г.) автор более четко выстраивает пространство, акцентируясь на линейных ритмах, раскрывая образную характеристику города в других ипостасях. Картины же “Мираж”, “Сакские узоры”, “Камень-I, II” больше ассоциативного плана.
В живописных композициях художника из Киргизии Адылбека Байтерекова применяется практически 2-3 цвета, но создается ощущение многокрасочности за счет использования пуантилистической техники. Лаконичен в цветовом решении и А.Дашко. Картина “Оркестранты” выполнена почти монохромно, но за счет игры света и тени, выхватывающей музыкантов в момент исполнения композиции, удалось передать состояние их полной погруженности в музыку. Лица слегка намечены, но при этом сугубо индивидуальны.
Картины известного художника Ария Школьного, несмотря на небольшие размеры, отличает чувство монументальности, величия панорамы гор. Сразу узнаваемо творчество А.Ноды, представившего совершенно свежие композиции, в которых, как всегда, мало изобразительности, а есть состояние...
Работы В.Нестерова теперь воспринимаются как подарок любимому городу (ныне проживает в Новосибирске), где сюжетные работы воспринимаются как назидание с легкой иронией и безо всякого навязывания. Тщательно, с материальными подробностями написан “Натюрморт с кувшинками” И.Устьянцева, что вполне обосновано, когда демонстрируется археологический материал. И тут же - намеренно конструктивные работы К.Есеркеева из Караганды.
Декоративно исполнена шелкография Розы Джангарачевой из Киргизии. Абсолютно четко прослеживается сложившаяся стилистическая манера художников М.Дуйсембаева, Ш.Гулиева, О.Кацюба, Р.Слекенова, А.Ермоленко. Одним словом, на этой выставке любой зритель может найти работы, близкие своему умонастроению и потребностям. |