Счастливая династия Клеминых
В галерее “Вернисаж” открылась персональная выставка ветерана Великой Отечественной войны, полковника в отставке, художника Николая Павловича Клемина. Пишет он много и с пристрастием; предпочтение отдает акварели и пастели, позволяющим передать изменчивость состояния природы Средней Азии и Казахстана. Не остаются вне поля его зрения и красоты Европы и России.
Наталия Николаевна, дочь художника - ныне заслуженный художник России, главный художник детского музыкального театра “Зазеркалье” - специально прилетела на юбилейную выставку отца, посвященную его 85-летию. В том, что она состоялась в своей творческой профессии, Наталия видит только его заслугу. Будучи особо чувствительным ко всему прекрасному, Николай Павлович вкладывал это качество своим детям. Первая зарубежная выставка “Отец и дочь” прошла в Германии в Гамбурге в 1996 году, потом последовали выставки в Алматы, Санкт-Петербурге. О резонансе, который они произвели на зрителей, можно судить по тому факту, что в итоге в коллекции художника осталась всего одна картина. Остальные были сразу раскуплены поклонниками его творчества.
Полотна Николая Павловича написаны в стиле добротного соцреализма. Тяжкие боевые воспоминания, трудности военной карьеры совершенно не сказались на характере художника. Он - неисправимый оптимист. Неиссякающее жизнелюбие царит в его работах. Они отличаются удивительной светоносностью, особо удается ему передача мягких контуров зелени, зыбкость стелющегося воздуха, это ощущается почти на физическом уровне по контрасту с некоторой тяжеловесностью камня, скал, утесов.
Наталию Николаевну с творчеством отца объединяет приверженность к классическим традициям. Она совершенно освоилась в пространстве театрально-декорационной живописи, имеющей свою специфику. Здесь, конечно, определяющим является связь с драматургическим материалом, который она чувствует безошибочно и привносит собственную трактовку в изобразительный ряд. В свою очередь, она воспитала сына, который является продолжателем счастливой художественной династии Клеминых в далеком Санкт-Петербурге. И здесь несколько минут контакта с Наталией Николаевной напомнили ту особую духовную ауру, которая отличает истых изнутри петербуржцев. “От Владивостока до Гамбурга” - называется эта выставка, наглядно иллюстрируя мысль, что для постижения прекрасного нет границ.
Будущее - за планетарным
мышлением
Своему юбилею решила посвятить персональную выставку почетный работник образования Республики Казахстан, художница Ботагоз Нурпеисова. Она плодотворно совмещает творческую, преподавательскую деятельность.
Представленная экспозиция картин “Кедесу” (“Встреча”) открыта в выставочном зале СХ Республики Казахстан “Вернисаж Дома художника”. Она посвящена культуре Индии и Казахстана. Увлечение Индией, по признанию автора, началось через постижение творчества Николая Рериха, оказавшего на нее большое эмоциональное влияние. Не случайно в картинах Ботагоз прослеживается воздействие великого летописца Тибета. Разумеется, она не пытается слепо подражать его манере. Скорее, это происходит на духовном уровне, что позволяет художнице испытать адекватное состояние преклонения перед величием мироздания. В одном же из полотен “Кеме” (“Судно”) просматривается явная интерпретация произведений Н. Рериха.
Особо удались Ботагоз портреты Индиры Ганди и Махатмы Ганди. В этих работах художница проявила себя тонким психологом, владеющим широким арсеналом выразительных средств.
И как наглядное подтверждение этого - тема казахского аула, которую она решает в ином эмоциональном и стилистическом ключе. Здесь иные жизненные ритмы. Непритязательные саманные мазанки, тесно прилепившиеся друг к другу, почти монохромны по цвету.
Выставка работ под символическим названием “Встреча” пытается объединить две цивилизации, разные по своему мировоззрению, философии, эстетическим канонам, но единые по духу любви к человеку и всему, что его окружает. XXI век - время планетарного мышления, и Ботагоз Нурпеисова пытается ему соответствовать своими способами, которые ей предлагают ее внутренние установки.
Мария Жумагулова |