|
Мира Мустафина
Казахстанцы во второй раз отмечают День столицы как государственный праздник, который уже имеет свои неповторимые культурные традиции. Так, например, именно в эти дни здесь проходят необычные карнавальные шествия, концерты, выставки, вечера инструментальной музыки “Река звуков” и фестивали на любой вкус: от кулинарного до фестиваля кочевой цивилизации “Тысячелетия вокруг Астаны”. Обо всем этом наш специальный репортаж
Искусство на час
Художник, копирующий репродукцию классического шедевра цветными мелками на тротуаре, а вокруг - толпа зевак. Такая картина стала обычной для Астаны так же, как для любого европейского города
Уличной живописи (3D) четыреста лет. Этот жанр изобразительного искусства возник в Италии. Тогда бродячие художники-самоучки кочевали по всей стране из города в город, с одного праздника на другой, развлекая народ за небольшую плату изображениями разных сюжетов прямо на вымощенных булыжниками средневековых площадях. Постепенно искусство бродячих художников стало исчезать с улиц итальянских городов, и казалось, что их красочное, но эфемерное искусство навсегда кануло в прошлое. Но неожиданно вернулось. В наши дни оно приобретает с каждым годом все большую популярность.
География уличной живописи расширяется и теперь - фестиваль трехмерной живописи 3D прошел и в Астане. Впервые в Казахстане. Жители и гости столицы увидели объемные картины прямо на асфальте в разных районах столицы: напротив развлекательного центра “Думан”, возле цирка, на Водно-Зеленом бульваре.
Вот этим и притягательна уличная живопись. Демократизмом места: тротуары - не закрытая от зрительского глаза мастерская художника, не галерея и не музей. Она дает уникальную возможность далекому от искусства человеку непосредственно наблюдать за процессом создания произведения. Но любоваться такими картинами, как подсказали организаторы фестиваля, надо правильно. Чтобы увидеть всю реалистичность картины, смотреть на рисунки нужно с определенной точки. На фестивале свои работы представили художники из России и Германии.
Безусловно, творения современных уличных живописцев сильно отличаются от образцов эпохи Возрождения. Мадонн и классическую живопись уличные художники охотно копируют и сегодня, но теперь появилось и множество современных сюжетов: пейзажи и портреты известных людей, популярные герои диснеевских мультфильмов, вроде Микки Мауса и Белоснежки с гномами, герои комиксов (Человек-паук и Бэтмен) и пейзажи - ограничений в выборе тем никаких.
“Чарынский каньон”, открывшийся прямо на пешеходном мосту на набережной Есиля - самая яркая из работ “3D” в Астане. Ее автор Манфред Штадер. Художник с 25-летним стажем, который последние шесть лет занимается исключительно уличной 3D-живописью. Современные уличные художники продолжают работать в технике старых мастеров. Также пишут свободными, “перистыми” цветовыми мазками, если хотят, чтобы их произведение напоминало живопись импрессионистов. Или же придерживаются натуралистической эстетики гиперреализма. Кому что больше нравится. Тем более что качество современных материалов - мелков всевозможных цветов и оттенков, а также все более популярных пастелей - позволяет достигнуть интересных эффектов и в колорите, и в тонкостях светотеневых переходов.
“Сначала я делал двухмерные рисунки на улицах, но когда я их фотографировал, они получались искаженными. Поэтому мы со своими друзьями-художниками решили пойти от обратного. Нарисовать заведомо искаженную перспективу, чтобы потом, на фотографии, она выглядела нормально. Так появился эффект реалистичности и трехмерности”, - рассказывает гость фестиваля немецкий живописец Манфред Штадер. Любопытно, что время, которое уходит на рисование объемной картины, зависит от ее масштаба. Например, “Чарынский каньон” Манфред создавал пять дней. Единственный минус у такого рода творчества - “полотна” недолговечны. Это искусство на час. “Полотна” со временем исчезают или просто пройдет сильная гроза (как это случилось в Астане), а запечатленными они остаются лишь на фотографиях и видео у зрителей. Можно ли как-то продлить их жизнь? Самое важное в работе, признались участники фестиваля, это сам процесс и, конечно, люди, которые собираются вокруг и наблюдают, как постепенно, словно гигантский паззл, на тротуаре возникает необычная картина. “Уличная живопись 3D - это очень новый для Казахстана жанр. Практически еще не освоенная целина, и присутствие самого Манфреда Штадера в Астане - это беспрецедентный случай в Казахстане. Так же и для любого казахстанского художника”, - после завершения фестиваля сказал художник из Алматы Олжас Исенов.
В новой галерее - сплошные линии
Накануне празднований Дня города в Астане открылось новое выставочное пространство, предназначенное для современного искусства. Невероятно стильная персональная художественная галерея члена Союза художников Казахстана Армата Бектасова во Дворце мира и согласия (Пирамида) называется “Язык линий”. Но, несколько выпукло подчеркивая свое название, институция эта - сугубо некоммерческая, обещающая специализироваться на концептуальных проектах
Повторим: хозяин галереи “Язык линий” Армат Бектасов - известный живописец и скульптор. Он задумал галерею как место для экспериментирования в области новейших течений изобразительного искусства, например, представить новый стиль в искусстве, который бы, по мнению художника, популяризировал идею единства и толерантности. Простым сочетанием линий он добивается впечатления, что на картине изображен человек, птица, цветок ... Вот вам и универсальный подход к миру.
Живопись художника полна намеков, сближающих с символизмом, когда цвета и формы передают не внешнюю реальность, а состояние души. Концепцию своей школы Армат представлял и за рубежом - в таких городах, как Рим, Нью-Йорк, Токио, Лондон, Йоханнесбург, Амстердам, где дали высокую оценку необычному направлению в казахстанской живописи. Творчество Армата Бектасова получило высокую оценку знаменитого художника Эрнста Неизвестного. Его графические линейные символы и знаки и поиск скульптурных форм и ювелирных элементов, по отзывам мэтра, претендуют на формирование нового стиля в искусстве. А искусствоведам и журналистам импонируют поиски Армата в области плоскостной живописи: его пейзажи, изображающие горно-озерные виды, напоминают по чистоте красок картины Рокуэлла Кента и Григория Нисского. Но отличие заключается в том, что большие плоскости - небо, поверхность воды - чередуются с линией горизонта, с горными массивами, а такое гармоничное чередование создает иллюзию устойчивости, равновесия. Взгляд зрителя не фокусируется на каком-то центральном предмете, а воспринимает пейзаж в целом. Все это в скором времени можно будет обсудить в галерее “Язык линий”, где Армат планирует отрыть артклуб.
Первая выставка “Языка линий” любопытный художественный проект: живопись, скульптура, инсталляция “Столица Великой степи”. Его идея и воплощение также принадлежат Армату. Экспозиция демонстрирует удивительную продуктивность соединения строгой искусствоведческой базы с дизайнерскими навыками. В то же время крайне эстетская, чрезвычайно увлекательная, идеально экспонированная.
“Инсталляция - это объемная композиция из различных материалов, размещенная внутри заданного пространства. Символично расположена инсталляция “Столица Великой степи” во Дворце мира и согласия, который олицетворяет единство нашего народа”, - говорит Армат Бектасов.
Инсталляция, по замыслу автора, отражает историю столиц Казахстана с XV века по сегодняшний день. До 1917 года главными городами Казахского ханства были Сыгнак, Сауран, Созак, Сарайшык, Туркестан. После Октябрьской революции - Оренбург, Кзыл-Орда (Ак Мечеть), Алма-Ата.
- Я много путешествовал по Казахстану, делал фотоснимки, рисовал, - говорит Армат Бектасов. - И в фотографиях, и в картинах мне хотелось передать дух древних столиц, их символический диалог через века, показать, что наша земля является связующим звеном между Азией и Европой.
Впрочем, инсталляция - жанр, который лучше смотреть, чем говорить о нем.
Живые памятники
Целый день все гуляющие на площади у монумента Казак Елi, астанчане и гости города, были свидетелями потрясающего зрелища. Вдоль площади на постаментах возвышались настоящие скульптуры из бронзы, железа и мрамора: великий Абай, акын Жамбыл, Золотой воин, фараон, девушка с кувшином, римский воин, романтическая тургеневская барышня со спутником, Клеопатра... Памятники периодически, неожиданно для всех начинали двигаться, улыбаться, безмолвно общаться со зрителями. Через несколько минут они снова застывали...
Живая скульптура - актер, работающий в образе определенного персонажа. Главная особенность этого искусства - это техника исполнения костюма и нанесения грима. В настоящее время при создании образов применяются даже такие технологии, которые позволяют достичь эффекта литого металла. В основе идеи лежит художественное направление body art в сочетании с актерским, постановочным, хореографическим и body painting искусством.
В роли живых статуй (живых кукол) в дни празднования Дня города в Астане были задействованы актеры-аниматоры с хореографической подготовкой и профессиональные танцоры Евпаторийского театра живой скульптуры. Благодаря целеустремленности и фантазии Евпаторийский театр живой скульптуры существует вот уже несколько лет, радуя всех, кто когда-либо видел его на улицах разных городов мира.
В его репертуаре около 70 образов. Добавились к этому списку и скульптуры, подготовленные специально к празднованию Дня рождения Астаны.
- Это наш взгляд на Казахстан, - говорит директор центра досуга Виктор Арихин. - Так мы видим ваших великих акынов Абая и Жамбыла, или образы девушки-казашки Кыз Жибек, степного воина - Золотого человека.
Интересный факт: актеры театра проходят длительные тренировки и психологическую подготовку, которая необходима в этом нелегком виде искусства. Но, по заверениям актеров, нагрузки незаметны, когда маленькие дети, ничего не подозревая, играют с памятником, взрослые жарко спорят неподалеку: “Они механические!” - “Нет, они живые!”
Живые скульптуры - тоже люди искусства. рассказывает Виктор Арихин: “Долгое время сохранять неподвижность довольно трудно, особенно в жаркую погоду, как в вашей столице. Тут важно научиться равномерно и спокойно дышать”.
Благодаря таким уличным перформансам театра 120 000 людей со всего мира имеют незабываемые фотографии, а артисты театра красуются на более чем 2 400 000 снимков любителей и профессионалов.
Опера “Кыз Жибек” на воде
Ирония, сказал Чрезвычайный и Полномочный посол Великобритании в Казахстане Пол Браммел, состоит в том, что действие оперы “Кыз Жибек” происходит в казахской степи, далекой от моря. А во время празднования Дня столицы г-ну Полу Браммелу пришлось впервые увидеть постановку на воде. Артистов Государственного академического театра оперы и балета имени Абая это обстоятельство, кстати, нисколько не смущало, они уверены, что им удалось найти необыкновенное решение: оригинальная сцена, установленная прямо на реке Есиль
Астана с блеском продолжила славную лондонскую традицию проведения вечеров классической музыки на воде. С момента исторического сейшна Sex Pistols на барже, плывущей по Темзе, прошло уже почти 30 лет, а память о нем все еще живет в сердцах меломанов. Также будет жить в памяти и астанинская “Река звука”, которая стала доброй традицией.
Однако на Есиле никогда не звучала настоящая опера. Хотя опера под открытым небом не редкость в музыкальном мире. Оперные постановки на плавучей сцене впервые появились в 1950-м в Брегенце. Дэвид Паунтни, работающий в Брегенце с середины 1990-х, поставил там вердиевских “Набукко” и “Трубадура”. Эпизод одной из самых успешных брегенцских водных постановок последних лет - “Тоска” Джакомо Пуччини. Имеется подобный опыт постановок и в Турции, в курортной Анталье.
На “водную” премьеру оперы “Кыз Жибек”, посвященную 500-летию романтического эпоса, пришли от мала до велика. Согласитесь, что это необыкновенное событие, которое почти не зависело от творческого результата. Эту классическую казахскую оперу, написанную на основе народной музыки и либретто Габита Мусрепова известным композитором Евгением Брусиловским, ставить необычайно трудно. Она требует бережного отношения к себе: классика есть классика. Внешнее действие здесь сведено к минимуму. События перемещаются в область душевных движений, скрытых психологических мотивов. Традиционное прочтение образов главных героев сочеталось с оригинальными деталями. Декорации, например, юрты, не загромождали сценическое пространство, а, наоборот, поддерживали камерность и лаконизм на фоне ночного Есиля.
Также спектакль сопровождался лазерным шоу. Соответствовал этому стремлению и оркестр театра, тщательно поработавший над деталями. В одних эпизодах он скромно сопровождал декламацию певцов, в другие драматургически важные моменты оказывался на первом плане, звучал собранно и сочно. Режиссура, декорации, музыкальное воплощение - все это создавало некое органичное единство, которому, очевидно, помогала великолепная актерская работа. Одним словом, “Кыз Жибек” перед публикой предстала концептуальной режиссурой и ярким исполнением с традиционной тягой к правде жизни. Кстати, артистами столичного театра готовится сюрприз и на следующий год. Руководство театра наметило показать балет Чайковского “Лебединое озеро”. Во второй день “Реки звука” симфонический оркестр Национального театра оперы балета имени К.Байсеитовой под управлением дирижера Н. Жарасова пригласил астанчан и гостей города оценить высоту звучания скрипки. Послушать теплый и обволакивающий альт; глубокую и задумчивую виолончель; pizzicato контрабаса; жизнерадостную и в то же время теплую и интимную флейту; solo гобоя и саксофона; ясный звук медитативной лирики кларнета. А Государственный ансамбль классической музыки “Камерата Казахстана” в завершающий день проекта превратил Есиль в реку звука, и над ее волнами разлилась чарующая, волшебная камерная музыка. Свидетелем этого чуда мог стать любой.
Поющая степь
В столичном парке с размахом прошло незабываемое зрелище - второй год здесь выступают участники фестиваля кочевой цивилизации “Тысячелетия вокруг Астаны”. А на фестиваль тюркской музыки “Астана арћауы” приезжают солисты и музыкальные коллективы из Кыргызстана, Азербайджана, Якутии, Татарстана, Тувы и Алтая
Главная цель фестиваля “Тысячелетия вокруг Астаны” - показать быт древних номадов и привить уважение к истокам национальной казахской культуры. Для этого столичный парк на три дня превратился в копию старого городища Бозок, располагавшегося в свое время на месте современной Астаны.
Фестиваль украсил соответствующий кочевой антураж - все пространство парка было разбито на аулы. Здесь можно было познакомиться с укладом казахских кочевий двухсотлетней давности - побывать внутри казахской юрты, узнать тонкости народных ремесел, наблюдать за охотой беркутчи и насладиться выступлениями бродячих цирковых артистов. Программу фестиваля построили таким образом, чтобы каждый участник мог окунуться в другую эпоху. Организаторы постарались на славу, все дни фестиваля были насыщены интересными мероприятиями. В течение трех вечеров на главной сценической площадке, стилизованной под ханский шатер, проходили вечера кюйши, традиционной песни и народного танца, шоу исторических костюмов, айтысы акынов, феерическое представление каскадеров-конников и специальная акция, посвященная целительному напитку кочевников - кумысу.
Отечественных кюйши на фестивалях “Тысячелетия вокруг Астаны” и “Астана аркауы” представила большая группа музыкантов разных возрастов со всех уголков Казахстана. Они продемонстрировали обе школы игры на домбре - шертпе и токпе. Домбристы, начиная с самого старшего исполнителя Даулетбека Садуакасова и заканчивая самым младшим - четвероклассником из Алматы Бекзатом Керимбаевым, показали высокий класс игры. В эти дни звучали кюи Нурыма, Сугура, Капизы, Кенена, Абди и Жамбыла.
В первый день фестиваля тюркской музыки “Астана аркауы” бурных аплодисментов и криков “Браво” удостоились гости: Элес Тадыкин, Гарыш Кергилов из Алтайской республики, Игорь Кошкендей из Тувы поразили зрителей своим искусством горлового пения. При общности генетических истоков, которые обусловили единство музыки тюркского мира, она поражает разнообразием тем и образов, форм музицирования, стилей исполнения, богатством инструментария. Отрадно, что в наши дни сохранились такие сакральные фольклорные жанры, как эпос и горловое пение, признанные классическим наследием человечества.
Со сцены Национального театра оперы и балета имени К.Байсеитовой прозвучала традиционная казахская музыка, оказавшая в свое время влияние на музыку Китая, Индии, Западной Европы, России. Публика познакомилась с магическими шаманскими песнопениями, виртуозными композициями для хомуса (шан-кобыза), эпическими жанрами Южной Сибири и Средней Азии, музыкой для различных инструментов, лирическими песнями.
Приехала на фестиваль и Василиса Мыреева, импровизатор на комузе из республики Саха (Якутия). “В Казахстане я чувствую себя как дома - настолько схожи наши языки. Город у вас замечательный! И люди очень добрые. Передайте через ваше издание всем жителям республики пожелания мира и благоденствия”, - сказала Василиса. Не обошлось на фестивале и без знаковых событий, например, кюйши и акыну из Карагандинской области Даулетбеку Садуакасову вручили нагрудный значок “Мэдениет кайраткерi”. Так министерство культуры и информации отметило подвижнический труд аксакала. Даулетбек-ага на заслуженном отдыхе, но уже долгие годы продолжает преподавать ребятам искусство игры на домбре в Доме культуры Шетского района.
Фоторепортаж Талгата Галимова |