|
Айгерим Бейсенбаева
В Государственном музее искусств открылась выставка произведений художника Марата Нисупова - автора, известного своими замечательными портретами деятелей культуры и искусства Казахстана. Кисти мастера принадлежат портреты самых выдающихся людей страны - Динмухамеда Кунаева, Нурсултана Назарбаева, Асанали Ашимова, Розы Баглановой, Бибигуль Тулегеновой и многих других
Выставка, открывшаяся в Музее имени А.Кастеева, - это своеобразный отчет за время с начала творческой деятельности известного мастера Марата Нисупова.
Творческая карьера художника началась почти тридцать лет назад, а в прошлом году художник отметил свой 50-летний юбилей. По этому случаю автор организовал выставки своих произведений, которые прошли в Президентском центре культуры и в Государственном музее искусств имени А.Кастеева.
Марат Нисупов известен, в первую очередь, как талантливый портретист. Он является членом Союза художников Казахстана, его имя вошло в антологию казахстанского искусства и энциклопедию казахстанской интеллигенции, а произведения представлены в музеях многих стран мира.
О своей творческой деятельности и об особенностях создания хорошего портрета рассказывает сам художник Марат Нисупов:
- Можно сказать, что портреты - самый интересный для меня жанр. Конечно, я много работаю и в других направлениях, но портреты - это то, что увлекает меня больше всего.
Тут самое главное - не только передать сходство, но и открыть внутренний мир человека. Об этом говорил Рембрандт, для него не важно было отразить внешний облик человека в своих произведениях, гораздо интереснее показать его характер, настроение. Это как разговор с человеком с целью узнать о нем как можно больше, открыть потаенные уголки его души.
Кроме того, у каждого художника ведь всегда есть свои приемы написания портрета, я уделяю много внимания композиционному решению. Еще до того, как начать писать, я долго продумываю композицию. Образ человека неотделим от среды, в котором живет, творит, трудится, поэтому я всегда изображаю героя в привычном интерьере или в окружении предметов, которые могут его охарактеризовать.
Еще мне важен каждый персонаж, независимо от того, кто он - президент страны или простой комбайнер.
- Вы в основном работаете в жанре реализма и в простой технике “холст - масло”. Не пытаетесь разнообразить манеру исполнения, сменить жанр?
- Да, в наше время авторы стараются выбрать что-нибудь оригинальное в плане техник. Что только ни используют, вплоть до строительных материалов. Это все, конечно, интересно, современно. Но, на мой взгляд, для того чтобы отразить реальную действительность такой, какая она есть, большого разнообразия техник не нужно. Особенно, если пишешь в жанре реализма. Работаю кистью, мастихином - для того, чтобы отобразить состояние души человека, этого вполне достаточно.
У каждого поколения были свои приемы изображения. И сейчас многое изобретается, придумывается, но, если вспомнить работы мастеров эпохи Возрождения или даже нашего сакского Золотого человека, - не всякий современный мастер сумеет сотворить нечто подобное. Фигуры животных, украшающие шлем Золотого человека, - это же просто поразительно, как продумана композиция, решение!
Поэзия и живопись - сестры, как говорят люди. Для того чтобы написать стихотворение, поэты использует одни и те же слова, однако у каждого получается что-то свое, уникальное. Так и в живописи.
- Вы написали множество портретов известных личностей. Здесь, на мой взгляд, должна присутствовать такая трудность - образы актеров, музыкантов всегда на виду, и есть вероятность написать человека не так, как его видят обычно, что может вызвать неприятие работы. У вас такое случалось?
- Среди работ, представленных в музее имени А.Кастеева, есть портрет известного деятеля искусств Казахстана Секена Турыспекова, композитора и импровизатора. Тогда я много времени и сил уделил попыткам сделать изображение динамичным, живым, чтобы чувствовалось движение, порыв музыканта, охваченного вдохновением. И позже многие искусствоведы и просто зрители мне говорили, что при взгляде на работу будто бы чувствуется рождение новой мелодии, будто музыка слышится. Это ли не самая высшая похвала? Если человек видит именно то, что хотел показать художник - это, на мой взгляд, именно то, ради чего стоит творить.
Еще я просто убежден, что любое полотно должно читаться, любой портрет должен рассказывать свою историю. У меня есть портрет воина-афганца, имя которого неизвестно зрителям. Но это и не главное - важно выражение лица, глаза, которые рассказывают зрителю историю простого солдата.
- Получается, чтобы написать достойный портрет человека и отразить его характер, нужно его в какой-то мере знать?
- Да, безусловно. Но это не значит, что для того, чтобы написать портрет человека, нужно обязательно общаться с ним в течение долгого времени и иметь представление о его натуре.
Многие художники являются хорошими физиогномистами. Я могу по чертам лица многое рассказать о человеке до знакомства с ним. В большинстве случаев все мои выкладки касательно определения характера по внешности оказываются верными.
- А бывали ли случаи, когда человеку не нравился написанный Вами портрет?
- Такое, конечно, было, ведь не всегда твое впечатление о человеке соответствует его собственному восприятию своей персоны. Гораздо чаще бывали случаи, когда мне самому не нравился получившийся результат. Где-то что-то упущено, какая-то деталь, мелочь, которая исказила образ. Значит, что-то не уловил, не разглядел. Оттенок настроения, черту характера.
- Наверное, хороший портрет - это когда изображенный человек зрителю не известен, но, между тем, вызывает подлинный интерес и заставляет задуматься над характером персонажа, его судьбой.
- Да, верно. Мне самому очень нравятся простые этюды, образы, списанные мною с абсолютно не известных мне людей, например, отдыхающих в парке. Старик, сидящий на скамейке, молодой человек и так далее. Попадаются интересные типажи, и тут главное - уловить суть, особенность человека, несколько быстрых штрихов... и через каких-нибудь полчаса этюд готов! |