|
Артефотофакты
К Международному дню музеев и открытию очередного археологического сезона приурочена необычная выставка “АРТЕФОТОФАКТ”, организованная областным Южно-Казахстанским историко-краеведческим музеем.
Так случилось, что впервые на суд широкой публики представлены подлинные экспонаты материальной культуры Центральной Азии IV-VIII веков нашей эры. Это обнаруженные при раскопках и отреставрированные в Южно-Казахстанском музее керамические сосуды разных форм и размеров - от малых до огромных, в высоту около двух метров, и ювелирные изделия. Найденные на территории Борижарского могильника керамика и ювелирные украшения датируются I-IV веками нашей эры. Именно в этот период формировались городские поселения Жаунтобе и Караспантобе.
Борижар - Волчий Яр - грандиозный по масштабу и наиболее исследованный памятник Южного Казахстана, расположенный в Ордабасинском районе в 60 километрах от Шымкента, он протянулся на восемь километров.
Он известен в историографии средневековой археологии Центральной Азии.
История изучения этого памятника берет начало с 1893 года. Затем здесь в научно-исследовательских работах в 1949 и 1951 годах принимали участие видные ученые А.Бернштам и Г.Пацевич. В 1967 году экспедицию возглавляли Б.Нурмухамедов и К.Акишев. Позже, в 90-х годах прошедшего века, Борижар стали тщательно и систематично изучать сотрудники Южно-Казахстанского музея совместно с республиканским институтом археологии имени А.Маргулана.
В числе постоянных и самых активных исследователей Борижара - заведующий отделом археологии и этнографии музея Агзам Рустемов и научный сотрудник этого отдела Андрей Донец. Эти два человека давно уже стали также самыми настоящими артефактами музея. Именно им пришла идея организовать выставку накопившихся археологических экспонатов.
Ступенчатые инсталляции из многочисленной склеенной и почти уцелевшей керамики составили тяжеловесную и самую внушительную и впечатляющую основу экспозиции. Бусы, серьги, ножи, наконечники стрел, пряжки, выполненные из кости, металла и драгоценных камней, - еще одна времен связующая нить. Усиливает визуально-эмоциональное восприятие этих артефактов уникальный фоторяд, отснятый и подготовленный Андреем Донцом.
- Фотографии как нельзя лучше актуализируют экспозиционное решение выставки, - комментирует Агзам Рустемов. - В объектив попали обнаруженные артефакты, такие, как сами погребальные сооружения, современный ландшафт некрополя, лица давних и нынешних исследователей, ход полевых археологических исследований, картинки сельского уклада жизни, - все это артефотофакты прошлого и настоящего. Миссия нашей экспозиции - создать оптимальные условия эффективного вхождения посетителя в музейное пространство.
Помимо этой цели археологи пытаются привлечь внимание к вопросам придания юридического статуса особо охраняемому культурно-историческому ландшафту Борижарского могильника, а также призывают к воплощению проектов консервации исследуемых памятников и их интеграции в сферу культурно-познавательного и археологического туризма.
Монолог актрисы
На днях в Центре культурных программ Национальной библиотеки прошла презентация книги заслуженной артистки Республики Казахстан Нины Жмеренецкой “Красный чемоданчик. Монолог актрисы о жизни, творчестве и любви”.
Книга одной из ведущих актрис Государственного академического театра драмы имени М.Ю.Лермонтова, заслуженной артистки Республики Казахстан Нины Леонидовны Жмеренецкой написана в жанре увлекательного повествования, рассказывающего читателям об интересно и содержательно прожитых годах, чувствах и впечатлениях талантливой актрисы.
Нина Леонидовна родом из Молдавии. Работала в четырех государствах - театрах Кишинева, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Фрунзе (Бишкека) и Алматы. Но только Казахстан стал ей по-настоящему родным: здесь она осталась навсегда, приехав однажды в 1974 году. В презентуемой книге она пишет: “Огромная страна Казахстан. Леса, горы, пустыни, полупустыни, озера, реки, моря. Богатства под землей и на земле, а главное богатство - люди почти ста разных национальностей. Кареглазый, чистый, добрый, гостеприимный казахский народ, заслуживающий больше счастья, чем он имеет”.
Книга начинается с рассказа о детских годах актрисы, проведенных у дедушки с бабушкой в Молдавии. Затем с той же пристальностью она рассказывает читателям о том, что уже в 14 лет получила свое первое удостоверение актрисы. И далее о многочисленных сыгранных ролях - от Нины Заречной в чеховской “Чайке” до Жанны д’Арк в “Жаворонке” Ж. Ануя. Всего Жмеренецкой создано около 100 великолепных образов в театре, кино и телевидении. Безусловно, особого внимания заслуживает ее работа в первом англо-казахстанском проекте “Перекресток”, столь полюбившемся многочисленной аудитории казахстанцев, который состоял из 465 серий.
Здесь же, в книге, читатель обнаружит и рассказы “Сторож”, “Без названия”, и прозаический шедевр “Он был в черном фраке и белых тапочках...”
Особенно книга будет интересна тем, кто посвятил или думает посвятить себя актерскому ремеслу. “Никто никогда никого ничему не научит, если человек не захочет знать, не научится сам”, - это твердое убеждение Н.Л.Жмеренецкой.
В презентации приняли участие писатели, журналисты, студенты актерских факультетов вузов, читатели и сотрудники библиотек города.
Ольга Зорина, Дамира Болтабаева |