|
Международный день музеев в Государственном музее искусств имени А.Кастеева был ознаменован настоящим каскадом мероприятий - презентация книги, мастер-классы, экспресс-портрет, концерты, показ мод... И все же главным событием явилось открытие ряда выставок - как персональных, так и тематических
“О бедном художнике замолвите слово”
Самой запоминающейся стала, пожалуй, экспозиция “Атрибуты искусства”, оказавшаяся и самой оригинальной по своей задумке. Как правило, художник и его творческие бдения остаются в тиши его мастерской, за рамками холста. А здесь появился повод поговорить о нем самом, творце искусства, об арсенале средств, которыми он оперирует, чтобы воплотить свои бесконечные замыслы. Художник и орудия его труда стали главными героями необычной выставки. Организаторы использовали такую замечательную возможность, чтобы показать шедевры изобразительного искусства из своих фондов в большом хронологическом разрезе - с XVIII века по сегодняшний день. Посетителям посчастливилось “побывать” в мастерской немецкого художника Ахенбаха Андреаса, Гамме Алексиса (бельгийская школа) XIX века, что позволило увидеть громадную разницу их социального статуса тогда и сейчас. Великолепные светские апартаменты с изысканной мебелью, дорогими светильниками, большие полотна в роскошных рамах говорят о привилегированном положении живописца в обществе того времени. Многие знатные дамы и господа в качестве хобби увлекались искусством, о чем свидетельствует прекрасный портрет П.Ю.Гагариной 1793 года кисти австрийского художника.
Перед нами проходит замечательная галерея портретов русских, советских и казахстанских художников. Обычные кисти, тюбики и банки с красками, свернутая в рулон бумага, подрамники и этюдники, карандаши и посуда, в которой растирались краски, всевозможные реквизиты и маски, неизменно повторяясь в многочисленных натюрмортах, абсолютно не утомляют глаз, а притягивают к себе, интригуют новизной творческого впечатления. Они, вполне обыденные предметы художественного ремесла, несут на себе печать своего времени и вызывают невольные ностальгические чувства.
По многочисленным портретам можно проследить даже, как сменяются стиль, мода в каждую историческую эпоху - от светского наряда экзальтированных барышень-художниц до белой простой широкой рубахи И.Э.Грабаря. Утепленного жилета искусствоведа Пунина 50-х годов ХХ века, доведенной до символичности парадной национальной одежды Айши Галымбаевой... В каждом из них просматривается индивидуальный облик личности, его характер и творческий темперамент. Стандартный набор атрибутов искусства приобретает “лица иное выраженье” согласно стилистической манере исполнителей - от лирических мотивов до обобщенного сурового реализма, от простоты сюжета до многозначных авангардных композиций. Эта выставка дает такой редкий шанс заглянуть в закулисную жизнь художника, где он наедине с холстом или листом бумаги из чистой субстанции - красок в тюбиках - творит художественный продукт, где оставляет частицу своей души и умонастроения.
Новый опыт в деятельности музея
Приятной неожиданностью для посетителей стала выставка “Весенние экзерсисы”, где представлены работы сотрудников Музея искусств имени А.Кастеева. Если учесть, что содержание их деятельности предполагает постоянное пребывание в среде искусства, непосредственное общение с профессиональными художниками, постоянную работу с великолепными образцами изобразительного искусства, организацию творческих проектов, то можно понять, что муза искусства не могла обойти их стороной. Возможно, все начиналось с невинного увлечения, желания попробовать собственные силы в творческом процессе. Дальше - больше, и постепенно складывается уже свой индивидуальный почерк, приходят темы и замыслы и формируется профессиональный багаж, который можно представить на суд зрителей. Такое творческое приложение своих способностей в художественную практику, безусловно, поднимает их профессиональный уровень в музейной специальности, развивает креативное мышление. И не исключено, что кто-то из них со временем определится в новой для себя ипостаси.
По экспозиции видно, что сотрудники музея заявили о своем художественном потенциале, заслуживающем внимания посетителей. В этих произведениях они показали сферу приложения своих творческих возможностей, определившись в тематике, технологии, способах художественного самовыражения.
Выставка получилась действительно по-весеннему насыщенной, приподнятой по эмоциональному звучанию, выполненной с эстетическим вкусом и знанием предмета отражения. Здесь преобладает романтическое настроение, умение ценить натуру в любом ее проявлении и найти собственный ракурс изображения. Сотрудники музея проявили поистине универсальные способности, используя в своем арсенале помимо собственно живописи, графики и гобелен, и чий, и работу по войлоку. Здесь наряду с камерными, небольшими по формату работами есть и произведения, монументальные по своему звучанию, и в декоративной манере. Авторы, как правило, развивают полюбившийся мотив, который, не вмещаясь в рамки одного полотна, перерастает в диптих, триптих, серию работ, давая возможность высказаться и добиться законченности замысла.
Думается, что такой уникальный опыт сотрудников музея совмещения теории искусства и музейной и художественной практики стимулирует их на высокие достижения в каждой из этих важных сфер.
Мария Жумагулова |