|
Мира Мустафина
Большинству людей музей представляется молчаливым хранителем древностей, местом, где строгие смотрители следят за соблюдением порядка, где громкие разговоры не уместны, а со всех сторон посетителей окружают великие свидетельства далеких эпох.
Однако один раз в год можно увидеть другой музей - открытый, праздничный и неформальный. Только в свой профессиональный праздник сотрудники Центрального государственного музея позволяют себе все: мистику, самоиронию, эпатаж, масскульт, народность и эксклюзивное искусство одновременно. С вечера до полуночи в ЦГМ были представлены разнообразные программы и выставки, настолько интересные, что объединить их мог только бренд “Ночь в музее”
“Ночь музеев” - явление новое, но уже имеет свою историю. Первая “длинная музейная ночь” прошла более десяти лет назад в Германии, в Берлине. Практически сразу эту идею подхватили прогрессивные или считающие себя таковыми европейские музеи современного искусства. Акция поддерживается Международным советом музеев (ICOM) и проводится под патронажем Совета Европы. Так, например, в 2006 году участниками проекта “Ночь музеев” стали более 2000 музеев из 38 стран мира.
Главной целью акции является возможность привлечь и заинтересовать посетителей яркими, неординарными программами, посвященными культурному и историческому наследию. Открытость для зрителей - основной девиз музейной ночи всего мира.
Казахстан присоединился к этой традиции четыре года назад. Застрельщиком выступил Центральный государственный музей. Именно здесь и прошла первая музейная ночь.
Нынешняя акция “Ночь в музее” стартовала в тот самый час, который приходится обычно на закрытие. В пять часов вечера 15 мая в ЦГМ началась непривычно шумная или элегически утонченная жизнь. А закончилась она примерно около полуночи, оставляя посетителям Центрального государственного музея чувство приобщенности к тайнам прекрасного, а сотрудникам - легкий шок из-за столь резкого наплыва публики.
В музее в этот вечер было настолько шумно, что сразу не разобрать - выставка здесь проходит или концерт. Акции не могла помешать даже сырая погода, которая так и не отступила к вечеру пятницы.
Ночные экскурсии были устроены специально для тех, у кого днем нет ни одной лишней минуты. Чтобы сделать прекрасное интересным, музейщики развернули в фойе концертную площадку. Согласитесь, что в борьбе с музейной скукой все средства хороши. Во время акции действовало единственное правило - никаких правил, можно было танцевать, громко говорить, петь, пить кумыс, шубат, лакомиться куртом, иримшиком и увидеть ярких представителей казахских собачьих пород: тазы и алабая. Шериф и Тося (так зовут собак) добродушно смотрели на людскую суету и позировали перед многочисленными фото- и видеокамерами.
Еще четыре года назад, после того, как в ЦГМ отработали свою первую “ночную смену”, возникла вполне разумная идея - проводить международную акцию под неким общим девизом. Разумеется, главным принципом для сотрудников ЦГМ в этом музейном проекте не “до скольки работаем”, а “что показываем”. В нынешнем году, например, отправной точкой стала выставка “В мире фарфора”. Из запасников музея извлеклись раритеты: коллекция фарфора и художественной керамики, с начала формирования которой прошло более 170 лет.
Первые экспонаты, поступившие в музей, были пожертвованы частными лицами. В основном это были предметы торговли, быта, образцы одежды и головных уборов народов России, Казахстана, Средней Азии. Среди этих даров были и изделия из фарфора, датируемые тридцатыми годами XIX века. Эта коллекция представляет интерес и привлекает своей красотой, изяществом форм, оригинальностью декора и высоким исполнительским мастерством.
“Безусловно, на выставке представлена лишь малая, но самая интересная часть этой уникальной коллекции - посетители увидят вазы больших и малых форм, изготовленные китайскими и японскими мастерами, статуэтки, столовые и чайные сервизы, блюда, чайные пары, тарелки.
Полюбуются также единичными экземплярами столовой посуды - продукцией заводов и фабрик Германии, Англии, Франции, Императорского фарфорового завода, заводов известных русских предпринимателей Кузнецова и Гарднера”, - говорит главный хранитель ЦГМ Айша Бакирова, с которой невозможно не согласиться.
Оказывается, художественный фарфор, как любое произведение искусства, нуждается в демонстрации, оценке его достоинств и просто в ярком освещении, чтобы вновь ожить в причудливой форме ваз, фигурок, витиеватой лепнины и засиять поблекшим от времени золотом, глазурью, разноцветьем росписи.
Раритетная коллекция фарфора из фондов ЦГМ пополняется ежегодно. Накануне открытия выставки отец и сын Сун Тун Син (потомки знаменитой китайской династии гончаров) презентовали музею свои работы.
Любопытным и неспящим было предложено разгадать в зале палеонтологии тайны гиппарионовой фауны на евразийском континенте.
Напомним для непосвященных: гиппарионовая фауна - это все древние животные, живущие в один период с гиппарионами - трехпалыми лошадками, которые в то время составляли фоновый вид.
Эта чрезвычайно интересная выставка - лишь сотая часть исследовательского труда кандидата биологических наук, известного казахстанского палеонтолога Пирузы Тлеубердиной. Материалы, представленные потрясающе энергичной заведующей лабораторией палеозоологии Института зоологии, о животных, населявших территорию Казахстана миллионы лет назад, поистине сенсационны.
Женщиной 2009 года назвал Американский биографический институт известного казахстанского палеонтолога Пирузу Тлеубердину, только что отметившую юбилей. Ее сорокалетний научный и экспедиционный труд позволяет проследить поэтапные изменения в развитии неогеновой фауны на протяжении 20 миллионов лет. Изученная этой смелой и отчаянной женщиной поздненеогеновая фауна из Текесской впадины на юго-востоке республики стала действительно важным научным открытием. Впервые был установлен новый фаунистический комплекс, знаменующий самый последний этап в развитии гиппарионовых фаун Казахстана.
До открытия Пирузы Аблаевны такой этап был известен только в Европе, Монголии и Китае. Так, например, Пируза Аблаевна и ее единомышленники исследовали самое крупное местонахождение гиппарионовой фауны на берегу Иртыша в Павлодаре, которое называется “Гусиный перелет”. В далеком в 1928 году академик Юрий Орлов нашел кости множества древних животных.
Нынешнюю “Ночь в музее”, без преувеличения, без встречи с известным ученым и его экскурсиями в очень таинственный мир палеонтологии невозможно представить. За что особая благодарность руководству ЦГМ.
Тем временем в фойе развернулась концертная сцена, где декорациями стало само музейное пространство, а основным реквизитом стал плазменный экран, который непрерывно демонстрировал видеоряд, посвященный музейному делу, архитектурным и природным памятникам на территории Казахстана.
В праздничной программе приняли участие 17 известных коллективов. В их числе народные артисты братья Рафаэль и Джалиль Гизатуллины. Оперные певцы представили настоящее театральное действо: они “жили” в толпе зрителей, смешивали пространство и эпохи - вот они поют знаменитые “Очи черные”, а вот выступают в типичной эпатирующей манере цыганского романса, вот они разрываются между любимыми женщинами, зло и метко острят с неприятелями.
Удивительно торжественным и ярким было выступление ансамбля танца “Салтанат”, который программу к этому дню разрабатывал достаточно продуманно. Решив, что “Ночь в музее” - сколь бы интеллектуальной она ни была, по сути своей является пропагандой отечественной истории, танцоры вспомнили знаменитые народные гуляния на жайляу. До второго этажа музея доносились отчаянно красивые и таинственные звуки духового оркестра Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи, которые сменились фортепианными этюдами Бетховена в исполнении Олжаса Байдельбаева. В этот вечер наблюдалось смелое эклектическое смешение жанров, которое продлилось до самого завершения акции.
Не менее зрелищным и полисемичным стало действо в импровизированной гончарной мастерской Марата Сарсенбаева и Алиаскара Мусаева. Интересно было наблюдать за работой известных керамистов-гончаров. Странная пластика мастеров, звуки гончарного круга вполне гармонировали с завораживающей музыкой духового квинтета Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Словом, тишина музейных залов и покой академических стен в этот день были нарушены.
Посетители музея могли также стать участниками мастер-классов народных умельцев по изготовлению войлочных изделий, зайти за советом к астрологу, посетить ночной кинотеатр, где демонстрировались фильмы и мультфильмы киностудии “Казахфильм” на казахском и русском языках.
Никого не оставило равнодушным шоу охотничьего клуба “К?к дауыл”. А на память об этой ночи можно было унести свой портрет, выполненный умелыми руками художника, или свое имя на арабском языке, которое получил каждый, кто посетил “Урок каллиграфии”.
Музей проводил последнего гостя глубоко заполночь. О том, по какому случаю веселье, вспоминали, пожалуй, только их работники - все-таки у посетителей праздник закончился и начался их профессиональный праздник - Международный день музеев... |