|
Мира Мустафина
Накануне майских праздников в арт-центре “Куланши” открылась персональная выставка живописных и графических работ известного художника Жениса Какенулы. Впрочем, сегодня рассказ пойдет об организаторах выставки. Директор галереи Лейла Махат (и это отрадно) твердо убеждена, что настоящее современное искусство - это прежде всего проект, то есть сложное сочетание первичной идеи и материального воплощения
“Куланши” - одна из самых ярких столичных галерей, которая оказывает внимание и поддержку современному казахстанскому искусству. Так считают искусствоведы. И, кстати, не без основания.
В шумном и чрезвычайно интересном круговороте современного казахстанского изобразительного искусства галерейщики все больше становятся фигурами знаковыми. Они занимаются непростым делом - популяризацией творчества наших современников.
Не секрет: отечественным изобразительным искусством зачастую активно интересуются люди с очень хорошим достатком. Порой наши цены выше европейских. Естественно, к западной модели коллекционирования мы не пришли. Времени маловато.
Все же любители искусства, покупая живопись, приглашают искусствоведов-экспертов. Они же изучают подобные приобретения, делают научное описание, составляют каталоги. Их клиенты создают даже некие домашние музеи и галереи. Но подобные коллекции сродни корпоративным собраниям.
В них иногда отсутствует личностное начало. Только личность галерейщика, его вкус, его знания делают, например, выставку любого художника (известного или начинающего) цельным проектом. Так что директор “Куланши” Лейла Махат и не скрывает своей цели: любой проект должен быть интересным простым любителям живописи, а не только узкому кругу спецов. В то же время многие художники, несмотря на известность и высокий профессионализм, нуждаются в помощи кураторов и искусствоведов.
|
Лейла Махат: “Искусство должно быть свободным, как кулан” |
“Страсть к искусству - это болезнь, что-то вроде гриппа, но навсегда. Эта страсть неизлечима”, - призналась Лейла. И, кстати, ее неукротимая энергия пробила брешь в общественном сознании: в столице имеет место креативный центр современного искусства, не обращая внимания на разговоры завистливых языков, который лоббирует интересы титулованных и известных художников и пропагандирует творчество молодых. И, главное, все больше становится модным местом столичных арт-тусовок.
- Лейла, как Вам, известной художнице, пришла идея создания центра современного искусства в Астане?
- Идея создания галереи современного искусства в Астане всегда мне не давала покоя. Почему именно в Астане? Мне хотелось, чтобы в молодой столице было место, где современное казахстанское, в том числе и зарубежное, искусство подавалось бы должным образом.
Я имею в виду сейчас соблюдение законов экспозиции, подачу объекта искусства, как такового, возможность ознакомления с разными направлениями и получения информации для астанинской публики. А наши приоритеты? У нас их много. Именно поэтому мы работаем в формате Центра современного искусства, а не просто галереи. Это значит, что проекты, которые у нас проходят, имеют под собой базу, куда входит основная концепция “Куланши” и каждого проекта в отдельности.
- Почему центр назван “Куланши”?
- Слово “куланши” очень старое. Мы сознательно взяли древнее казахское слово с широким значением. Куланши - человек с куланом. Что, в принципе, невозможно. Кулан - дикая степная лошадь и всегда остается дикой. Ее невозможно приручить, поймать... Ее можно только убить, причем с дальнего расстояния, потому что кулан не подходит близко к человеку. Но наличие этого слова в казахском языке говорит о стремлении к абсолютной свободе. Искусство должно быть свободным, как кулан. А художник всегда стремится к свободе самовыражения.
- Сколько прошло времени от идеи до воплощения?
- Мы открылись 18 января прошлого года. Недавно праздновали наш первый день рождения.
- Маленький юбилей! Поздравляем! Лейла, а Вы можете сказать, что за эти двенадцать месяцев у центра сложилось свое лицо?
- Да. Как я уже сказала, нам год. Мы провели за это время много проектов, как казахстанских, так и международных. У нас есть круг наших постоянных друзей, которые с удовольствием приходят на наши вернисажи, и не только. Нас знают. Оценить самих себя сложно. Но есть чувство, что мы работаем не зря.
Помимо выставок изобразительного искусства мы осуществляем и другие проекты. У нас замечательная библиотека, где собраны качественные издания и альбомы по изобразительному искусству и дизайну. Мы проводим творческие встречи с художниками, мастер-классы со студентами, “утренние встречи с искусством” для дипломатического корпуса, аккредитованного в нашей стране. Последняя, например, была посвящена значениям элементов казахского орнамента.
- Также многие маленькие жители столицы с удовольствием ходят к вам на уроки по живописи. Но большой интерес вызвала изостудия для взрослых. Значит, Вы считаете, что в любом возрасте можно взять в руки кисть?
- Совершенно верно. В любом возрасте можно начать писать картины. В “Куланши” существуют две детские студии, одна работает в выходные дни, другая - в течение недели. Если первая больше направлена на то, чтобы ребенок “открывался”, то вторая более академична.
Безусловно, мы даем детям основы построения, обучаем законам композиции, но стараемся сделать это так, чтобы у детей не было чувства “обязаловки”. Есть также взрослая студия. Она тоже делится на две составляющие. Люди приходят сюда, чтобы открыть в себе что-то новое. Иногда они сами себя удивляют. Также искренне удивляются их родные и близкие. Думаю, нам удалось создать творческую атмосферу. Этот вывод можно сделать исходя из того, что ни дети, ни взрослые не следят за временем в наших студиях. Некоторым родителям приходится долго уговаривать своих детей идти домой после занятий. Периодически мамы нам рассказывают о том, что “спекулируют” нашей студией. Заявления типа “Не сделаешь сегодня уроки - не пойдешь завтра на студию” действуют на детей безотказно.
- У вас проходит много интересных проектов. Сейчас проходит персональная выставка живописных и графических работ известного художника Жениса Какенулы. А вот первоапрельская ваша выставка вызвала настоящий фурор у астанчан.
- Было такое. Во-первых, в открытии выставки “Высокое напряжение!” (наши люди поймут!) приняла участие бразильская актриса Луселия Сантос. Это был незапланированный визит в программе бразильской гостьи. Несколькими днями раньше мне посол Бразилии господин Мэйер рассказал, что в Астану едет Луселия Сантос на открытие Фестиваля бразильского кино, я не смогла удержаться и поинтересовалась: не могла бы актриса посетить выставку?
Господин Мэйер не был уверен, что актриса примет это предложение. Однако Луселия Сантос с удовольствием приняла приглашение: очень хотелось взглянуть на плакаты советского времени. И, как сказала госпожа Сантос, ей необходимо было прочувствовать атмосферу того времени, когда демонстрировался сериал “Рабыня Изаура”. На выставке были представлены реально рабочие плакаты. Их было 39, и они в свое время висели в карагандинских шахтах и на Балхашском медеплавильном комбинате.
Сначала вся команда “Куланши” планировала надеть пластиковые каски на открытие выставки, но знающие люди сказали, что современные рабочие каски не подходят. Потом к нам пришла идея: сделать потрясающе ностальгические инсталляции из строительных материалов и инструментов, предметов быта, чтобы придать мероприятию особый советский антураж. Ну, например, вы холодильник ЗИЛ помните, вот с такой вот ручкой? Моя бабушка называла его одноруким бандитом! Дергаешь ручку - сыпятся банки. А телевизор “Рубин” - берешь пассатижи и переключаешь каналы!
Эти вещи и подняли настроение гостям. По крайней мере, тем, у кого есть чувство юмора.
- Лейла, как истинный популяризатор искусства, например, к каждой выставке вы издаете буклеты, афиши, в которых тщательно поясняете, что значит данный проект и какой смысл он имеет в общем контексте казахстанского изобразительного искусства. Но ведь это дорогое удовольствие. Так же, как и центр?
- Конечно. Центр современного искусства - это дорогое удовольствие. И все же больше всего мы тратим свои душевные силы. Говорить о каком-то коммерческом успехе... тем более сейчас... не совсем подходящее время и не совсем подходящий для этого бизнес. Это мое твердое убеждение.
Астана
Досье “НП”
Выпускница Алма-Атинского театрально-художественного института, Академии художеств имени Репина (Санкт-Петербург), Фрай университета (Берлин) и Академии музеев (Берлин).
Выставки: Казахстан, Турция, Германия, Бельгия, Молдова, Англия.
Проекты: ART FORUM KULANSHI, Астана, Казахстан.
Фестиваль “Неделя искусства”, Естебург, Германия.
Международный измирский фестиваль, Измир, Турция.
“Silk Road by Modern Art” - Галерея “Арт-21”, Мюнхен, Германия.
“Silk Road by Modern Art” - Арт-центр, Берлин, Германия.
“United Buddy Bear”.
Публичные собрания: Музей первого президента РК, Астана, Казахстан.
Музей изобразительного искусства Министерства культуры, Анкара, Турция.
Музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова.
Исторический музей, Унтер Ульдинген, Германия.
Музей изобразительного искусства университета имени Ахмеда Ясави, Анкара, Турция.
Галерея “Арт-21”, Мюнхен, Германия.
Галерея “САРАЙ”, Берлин, Германия.
Посольство РК, Анкара, Турция.
Посольство РК, Берлин, Германия.
Посольство РК, Брюссель, Бельгия.
Посольство РК, Лондон, Великобритания.
Представительство РК, Нью-Йорк, США.
Лейла Махат - почетный член Академии изобразительных искусств, Прага, Чехия, лауреат Европейского союза искусств.
Профессор кафедры дизайна Казахстанско-Российского университета в Астане. |