Молодым везде у нас дорога
Открылась выставка изобразительного искусства под названием “Молодой импульс” художников и скульпторов Казахстана, организованная общественным фондом “Дарынды колдау” и Советом творческой молодежи при Фонде первого президента РК. Она проходит в рамках проекта “Поддержка творческой молодежи Казахстана” в области изобразительного искусства. В ней приняли участие 46 авторов до 40 лет из Алматы, Астаны, Актобе, Кызылорды, Шымкента, Талдыкоргана и др. Всего представлено 250 произведений живописи и 50 - из области скульптуры и мелкой пластики.
Реализация данного проекта способствует обеспечению конкурентоспособности нашей страны на международном уровне в творческой сфере в соответствии с долгосрочной программой сохранения и развития культурного наследия. Ведь, как правило, молодым художникам не представляется возможности участвовать по собственной инициативе в выставках международного масштаба в силу финансовой несостоятельности. Проекты подобного рода позволяют перспективной молодежи представлять свои произведения в глобальном выставочном пространстве, раздвигая границы своей страны. А это бесценный творческий опыт, возможность понять и осмыслить критерии современного искусства, а также явить миру суть своей национальной идентичности - как своеобразия художественных исканий в многогранной канве мировой культуры. Ведь для любого художника важна оценка его профессиональной состоятельности. Опасно оказаться на периферии бурных художественных процессов в то время, когда наша страна, как никогда, открыта миру.
Отсюда и серьезное взвешенное отношение к проекту. Предполагается обсуждение выставки; жюри будет отобрано 5 работ для участия в международной выставке “Астана - Амстердам” в рамках творческого проекта “Многоликий Казахстан”. Выставка позволяет определить творческие пристрастия, индивидуальность художественного почерка представленных авторов, хотя в отдельных из них обнаруживается явное влияние их наставников. Судя по тематике работ, молодых художников интересуют разные стороны нашей жизни. Это и пейзажи - как лирические, так и эпические с панорамным видением природы; элементы фантастики; апелляция к литературным источникам; бытовой сюжет; зарисовки социального плана; условно-аллегоричные композиции. В передаче их молодые авторы используют многообразие художественных приемов. Но ожидалось в силу их возраста увидеть побольше работ неординарных, с элементами эксперимента, новаторским видением сегодняшнего дня во всем его многообразии - контрастах явных и не очень... Скорее, это остается в качестве пожелания.
Художник и джаз
В рамках Международного фестиваля джазовой музыки, организованном школой Тагира Зарипова в Алматы, была организована персональная выставка Ирины Сергеевой. Художницу отличает широкий круг интересов. Она умеет ценить красоту слога, поскольку по своему первоначальному образованию Ирина - филолог. Она смело причисляет себя к числу меломанов, ибо в ее творчестве гармония музыки и цвета - не просто слова. Помнится, ее первая выставка так и называлась “Цветомузыка”. Вот и теперь она исполнила серию полотен, объединенных под названием “Весь этот джаз”. Художница неравнодушна к этому музыкальному жанру и связывает его непременно с ритмами современного мегаполиса. Даже по ее картинам можно судить, насколько автор осведомлена в тонкостях джаза, специфике его музыкальных разновидностей. В самой живописной структуре представленных произведений опосредованно ощущается сложная ритмика этого привнесенного в нашу среду некогда инородного музыкального звучания. И как быстро раздвигаются горизонты только недавно недоступного глобального мира, так и джаз для многих казахстанцев - это уже образ жизни.
Ирина посвятила свои работы разным вариантам джаза. Это и клубный вариант, навеянный ассоциациями с фильмами Тарантино, и диксиленд... Ее композиции включают в себя и узнаваемые звуковые вещи, позволяющие угадать, о какой именно музыке идет речь. А саксофон, как неизменный атрибут джаза, в живописном исполнении Ирины приобретает особую значимость, вполне закономерно становясь доминантой композиции. Как дань патриотическим чувствам художницы - ее полотно “Алматы - джаз”, где на фоне узнаваемой панорамы Коктобе изображены саксофонист с девушкой крупным планом. В композиции “Голос” зритель как бы физически ощущает сложнейшие оттенки звучания в исполнении певицы. Органичная связь музыкальных ритмов с ритмом линий и цвета явственно ощущается в представленных картинах. Художница намеренно избегает передачи реалистических деталей. Современность звучания достигается за счет лаконичности рисунка, намеренно открытого цвета, который своей контрастностью как бы усиливает жесткость и пронзительность джазового звучания. Передать эмоциональную полноту музыкального произведения средствами живописи может только человек, который хотя бы в этом разбирается. Тонкое музыкальное восприятие помогло Ирине трансформировать свои впечатления в живописное исполнение. Ей удалось избежать иллюстративности, делая акцент на впечатлении, что в равной мере импонирует любителям как музыки, так и живописи. И данная выставка адресована зрителям, обладающим универсальным даром визуального и аудиовосприятия.
Мария Жумагулова |