|
По филфаку носятся черти
Черти с раскрашенными животами и лицами, парубки с горилкою да гарны дивчины с подсолнухами в руках, а также летающий гроб, бледнолицая красавица Панночка прописались на филологическом факультете Академического инновационного университета города Шымкента. Здесь с особенным ажиотажем отмечается юбилей Николая Васильевича Гоголя. И все потому, что сам автор и его творения не перестают вызывать интерес читательской аудитории
Всю неделю будущие филологи представляли друг другу постановки, и не просто основанные на мотивах гоголевских произведений, а полномасштабные театрализованные выступления. Причем в этих целях использовалось все, что для этого необходимо. А это и неплохое, как оказалось, актерское мастерство студентов, хорошо приправленное их оживленным рвением к творчеству, и световые эффекты, и реквизит, с любовью придуманный и устроенный ими же. Это и музыка, и даже некоторые интересные режиссерские находки.
Так, например, второкурсники под руководством выступившей в роли режиссера-постановщика доцента кафедры русского языка и мировой литературы Жанар Калгинбаевой на основе полученных впечатлений от просмотра фильма “Вий” (1960 год) и прочтения повести Гоголя поставили целый спектакль со всеми прилагающимися к нему спецэффектами. Музыка была специально переписана с фильма. И гроб, и свечи, и веки - было все.
Первый курс тоже поставил полномасштабную “Ночь перед Рождеством”, опустив из практичных соображений по поводу нехватки реквизита лишь сцену встречи Вакулы с царицей.
Надо отдать должное: и педагоги, и студенты умудрились великолепно передать не только все тонкости гоголевских “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, но и воссоздать фольклорную атмосферу. Кроме того, был удачно введен и некий режиссерский трюк с моментами интерактивности (поучиться бы и некоторым местным режиссерам этому), когда зритель невольно вовлекался в действо и погружался в мистическое пространство немеркнущих созданий Николая Васильевича. И чувствовалась во всем искренняя любовь к автору.
Ольга Зорина
Не громкие, но народные
Она может быть страстной и игривой, сварливой и даже дерзкой - но никогда не бывает капризной, когда находится в хороших руках. Все, на что способна обыкновенная домбра и голос юного акына, можно было посмотреть на II городском айтысе учащихся алматинских средних школ
Еркинулы Медет, Нурымбетова Нургуль, Мырзахметов Магжан и Тлеболдина Бибигуль - это победители певческого состязания.
У общества “Ћазаћ тiлi” Алмалинского района и департамента образования южной столицы, организаторов конкурса, есть замечательная идея: победители не должны исчезнуть в житейской суете бесследно, эта победа должна стать для них, как в свое время для домбриста Асылбека Енсепова, первой ступенью к казахстанскому и даже мировому успеху.
От подобных мероприятий всегда ждешь чего-то более серьезного, настоящего. Впрочем, айтыс среди школьников - это индикатор отношения общества к своему народному, национальному искусству.
Кстати, сто с лишним лет назад никто не предполагал, что домбра и состязания акынов под звуки народного инструмента станут символом казахской культуры и истинного народного творчества.
Всегда период ученичества в искусстве был краток. Чтобы он стал по-настоящему плодотворным, необходимо насытить его творческими событиями, как нынешний айтыс.
Естественно, на память участникам остался буклет со множеством фотографий. Любительские снимки и профессиональные портреты, скромные фотокарточки и почти рекламные плакаты. Лица на них очень разные - простоватые и интеллектуальные, серьезные и улыбчивые. Объединяет всех молодость (возраст большинства участников - от 10 до 15 лет) и то, что в век Интернета и компьютерной музыки они выбрали фольклорный мир.
Мира Мустафина
“Жас канат - 2009”: главная песня"
В первый день “вылетят” четверо участников, во второй день еще четверо и лишь пятеро выйдут в финал в третий конкурсный день, заявляют организаторы конкурса
Начиная с прошлого года “Жас канат” стал жестче и требовательней к участникам, и надо быть смелым человеком, чтобы решиться на участие в этой олимпийской системе - от четвертьфинала к пьедесталу почета, на котором всего лишь три ступеньки....
Но, видимо, сцена Конгресс-холла является большим стимулом для участников, которые желают славы и фанатов, и “Жас канат” рад подарить им звездные мгновения на протяжении всего конкурса, дать им возможность почувствовать вкус славы.
В этом году, как и в прошлые годы, участники откроют конкурс гимном “Жас канат”. История этой песни, может быть, и похожа на историю многих знаменитых песен, но все же забавна тем, что долгое время пролежала в офисе международного фестиваля “Азия дауысы”, до тех пор, пока главный режиссер Александр Пономарев не решил прослушать ее, поскольку был в поисках атрибутики для конкурса.
Совершив свой первый триумф на прослушивании у режиссера, композиция была удостоена чести впервые прозвучать на сцене Дворца Республики в Алматы, где раньше проходил конкурс, а затем вместе с проектом в 2000 году переехала в столицу.
Автором песни оказался Олег Вуккерт, фигура известная в Восточном Казахстане. Долгие годы песня Олега Вуккерта на слова Шомишбая Сариева звучала со сцены, начиная конкурс и завершая его.
И еще одна традиция: вслед за гимном конкурса следующей прозвучит песня в исполнении прошлогоднего победителя - Дауренбека Мергалиева, который в прошлом году увез в свой родной город Уральск золотое крыло “Жас канат”.
Член жюри Нуржамал Усенбаева даже предположила, что Дауренбеку будет под силу спеть партию Бекежана из оперы “Кыз Жибек”. |