|
Дом для художников
Семилетию своего журнала “Ваш дом” посвятил выставку “Искусство в интерьере и экстерьере-2009”, открывшуюся в стенах Центрального выставочного зала. Здесь доминантой является интерьер жилища, в котором гармонично объединены предметы мебели, аксессуары, флористические композиции и, безусловно, произведения искусства. Если говорить о последних, то в такой подаче они воспринимались совершенно необычно в отличие от привычного выставочного пространства. Хотя любое произведение живописи, графики и скульптуры в итоге попадает в жилое либо общественное помещение, где продолжает нести свою эстетическую и идеологическую нагрузку.
В данный проект, который по велению времени объединил бизнес и искусство, хорошее ремесло и творчество, приглашено 14 художников.
Художник Владимир Псарев и фотограф Алия Рахимова - “старожилы” предыдущих проектов журнала и ощущают себя весьма комфортно в этом пространстве. Кстати, “отсек” В.Псарева получился самым удачным и органичным - антикварная мебель, черно-белые фотографии, иконы, всевозможные аксессуары из его личного собрания гармонично воспринимаются с его картинами, в которых исторические реминисценции трогательно воссоздают милые предметы безвозвратного прошлого.
Ретростиль в чистом виде привлек внимание всех гостей презентации, ибо все остальное уже не отличалось такой цельностью, хотя представленные в этой своеобразной экспозиции произведения художников и мастеров пластики и прикладного искусства смотрелись самодостаточно, а где-то даже оказывались в выигрышной ситуации в таком необычном окружении.
Каждому автору удалось сохранить свою неповторимую интонацию: рафинированность утонченных образов Ольги Шаньгиной; полихромную сочность цвета и графическую изысканность ритма Ахмета Ахата; чувственность живописи Гульнар Аскаровой, своеобразие авторского стиля Валтера Никарева... Скульптурные композиции Шокана Толеша и Павла Шорохова как бы напрямую адресованы в этот проект, выполняя свое изначальное предназначение. Прикладное искусство представлено Надырбеком Жээренгиевым и Аликом Керимкановым, получившим базовое художественное образование в Киргизии. Антикварные салоны демонстрируют коллекции западно-европейской живописи XVII-XIX веков.
Нескончаемое паломничество
Галерея “Тенгри-Умай” представила персональную выставку Елены Григорьян “Как Улисс...” Похоже на то, что тема транзита становится все более популярной в среде художников. И, надо полагать, неслучайно, а как импульсивный отклик наших современников на стремительно утекающее время и все более сжимающееся некогда глобальное пространство.
Елена Григорьян - неутомимая труженица, о чем свидетельствуют многочисленные проекты, в которых она участвует как в составе группы, так и в творческом дуэте со своим супругом и автономно. И всякий раз во всем этом ощущается ее душа, ее чувствования, для которых покой и тишина также неведомы. Она всегда идет на поводу своего умонастроения, волнующего ее на данный момент, пытаясь найти адекватную художественную форму. И только остается удивляться изобретательности и изощренности Елены в этой сфере.
Вот в данной экспозиции она обратилась к доступным материалам и, может, не совсем свойственным природе чистой живописи: фольга, золотые и серебряные нити, высушенные растения (подобранные не по принципу случайности, а соответствующие географии ее реального путешествия). Основой ее композиции является обычная калька, наложенная многослойно на бумагу и позволяющая создать потрясающий живописный эффект вкупе с остальными, несколько неожиданными элементами композиции. Это могут быть фрагменты репродукций с чудом сохранившихся фресок в экстерьерах сооружений раннего Возрождения; изящные швы нитей, всякий раз имеющие разные конфигурации плетения; фольга и гербарий своими искусственными и натуральными формами создают разнообразие фактуры и работают на многозначность восприятия изначальной философской и художественной идей автора.
Работы небольшие по формату и их не так много, но это не мешает художнице высказаться и быть понятой зрителем. Ведь цель ее путешествия - не конкретное место, которое, собственно, и не обозначено, а нечто большее. “Идея движения, пути коренится глубоко в нас, как некая генетическая память о странствии - жизни”, - комментирует Елена, и становится понятной подоплека ее паломничества. Это далеко не праздное любопытство туриста, а внутренняя потребность. Ее произведения вызывают какое-то не совсем объяснимое трепетное ощущение непостижимости неуловимого бесконечного и совершенного мироздания. Надо отметить, что через все творчество Е.Григорьян красной нитью проходит библейская и античная темы, которые она никогда не пытается иллюстрировать буквально. Скорее, это повод для ее духовных изысканий. Представленная в экспозиции малая пластика по-своему развивает идею художницы. В ее понимании путешествие - это не цель скорейшего достижения конечного пункта назначения, а сам процесс, в котором набираешься духовного и жизненного опыта. А по-настоящему творческая личность всегда испытывает дефицит впечатлений.
Мария Жумагулова |