|
Итоги творческого турне по Японии
Думается, что феномен сходства и различия близнецов еще долго будет занимать умы ученых, интригуя своей загадочностью и непредсказуемостью. И в этом плане выставка двух сестер Кусаиновых (ГаБо) в очередной раз поразила зрителей явным несовпадением художественной интерпретации одной и той же темы.
Балхия и Галия посетили в минувшем году Японию и до сего дня старались, каждая по-своему, запечатлеть образы-воспоминания и незабываемые впечатления об этой стране. Буря эмоций художниц выплеснулась в серию картин, которая в качестве экспозиции под названием “Сад сакуры” и была предложена зрителям в Центральном выставочном зале.
Их совместное пребывание в островном государстве с довольно самобытными образом жизни и культурой дало потрясающие, но совершенно отличные друг от друга художественные результаты соответственно их внутреннему темпераменту. Даже не будучи знакомы с авторами произведений, можно предположить их психологические различия.
К примеру, судя по картинам Галии, она представляется натурой мечтательной и романтичной, не склонной к конфликтам. Ее работы легки и изящны. Сближенные цвета, нежная фактура работ создают ощущение тонкой гармонии. Это как бы ирреальный сказочный мир, своего рода мираж, который манит зрителя в тишину и покой. Линейность рисунка как бы тоже присутствует, но она ненавязчива, отличаясь плавностью и прихотливостью ритма. Цветущие деревья и кустарники своим узорчатым рисунком напоминают знаменитый натуральный японский шелк, который так комфортно облегает женский стан.
Галию, как и ее сестру Балхию, поразил национальный театр “Кабуки”, не имеющий аналогов в мире. Но ее персонажи в отличие от экспрессивного решения образов сестры (хотя обе они подвержены в художественном решении подчеркнутой стилизации, вполне оправданной в данном жанре) чарующе нежны, с кукольными прелестными личиками, розовым румянцем и соответствующими женскими атрибутами: веера, зонтики, уложенные прически, кокетливые позы... Они просто вызывают ответное умиление.
Те же герои театра Балхии - словно из другой оперы. Они эксцентричны, их образ явно завуалирован, есть некая отчужденность в отстраненном взгляде, сложном гриме, как бы переходящем в национальную маску. Художница явно тяготеет к гротескной манере передачи, что воспринимается вполне естественно с учетом специфики театра, основанного на искусстве перевоплощения. Многослойная одежда со сложными конфигурациями кроя, каждый фрагмент которой отличается автономностью цвета и рисунка, сведенных, тем не менее, к живописному и линейному единству, продолжает заявленную сценическую интригу.
В отличие от живой природы Галии Балхия отдает предпочтение ее отображению в качестве букетов в вазах и плодов, воссоединенных в остроумных и причудливых сочетаниях. Ее натюрморты с японскими деликатесами по-художественному декоративны и сочны и способны возбуждать физический аппетит. Более условное и декоративное видение автора раскрывает новый свежий ракурс восприятия далекой страны.
Баян Барманкулова, искусствовед: Удивительно, насколько разно видят мир сестры-близнецы, даже если они похожи друг на друга как две капли воды, но работают с равным мастерством. Их работы, такие нарядные, праздничные и весенние по настроению, дают понять, что время от времени всем художникам надо выезжать в иные страны за счастливыми впечатлениями и творческими находками.
Истина ускользающего мгновения
В галерее “Тенгри-Умай” открылась необычная в своей обычности выставка. И это не просто игра слов. Кого можно удивить искусством фотографии, которой сейчас не занимается разве что ленивый?! Но, без преувеличения, работы фотохудожницы Лореданы Немеш заслуживают того, чтобы отнести их к разряду высокого искусства.
В свое время, известное для нас как перестройка, она была вынуждена бежать из Румынии, но эта ситуация, явившаяся для многих критической, для Лореданы обернулась счастливым обстоятельством. В Германии - месте ее дислокации - она получила образование, давшее ей возможность стать свободным художником. И не только. Она преподает фотоискусство в Академии искусства, что, безусловно, свидетельствует о ее профессиональной состоятельности. Специфика этого вида искусства в том, что посредством его миг способен трансформироваться в вечность. Но какая же для этого требуется концентрация духовной энергии, точного снайперского прицела и неравнодушного пристального взгляда на мир!
В галерее представлены только портреты - как главный и единственный объект внимания фотохудожницы. их все объединяет место пребывания - метро разных городов мира: Берлина, Нью-Йорка, Лондона, Москвы и Бухареста. Эта остроумно найденная фотохудожницей нить сюжета наталкивает нас на глубинные и философские размышления: какие мы все разные в этом мире и по сути схожи в своих заботах и проблемах, мечтах и надеждах...
По этим снимкам можно изучать психологию. Люди как бы застигнуты врасплох: все их эмоции предельно обнажены. Да и сама ситуация парадоксальна: все герои Лореданы живут в глобальном мире мегаполиса и при этом в этот момент они одиноки - каждый наедине с миром своих чувств. Они едут в самом скоростном виде транспорта и при этом находятся в полной статике.
“В ее работах мы видим то, что упустили по дороге, а именно - истину ускользающего мгновения” (Frankfurter Allgemeine Zeituhg).
Мария Жумагулова |