|
Мира Мустафина
Фестиваль музыки Сергея Прокофьева, проводимый в эти апрельские дни Казахской государственной филармонией имени Жамбыла, собрал в одной афише как хрестоматийные, так и почти неизвестные алматинской публике опусы выдающегося русского композитора
К освоению прокофьевского наследия организаторы фестиваля - Казахская государственная филармония имени Жамбыла - подошли капитально. Они взяли за основу хронологический принцип и посвятили каждый день отдельной странице в биографии композитора. От кантаты для хора и оркестра “Александр Невский”, симфонической сказки “Петя и волк” с демонстрацией одноименного мультфильма режиссера Хью Велчман до цикла “Мимолетности”, и, наконец, произведений позднего периода творчества композитора.
В творчестве блудного сына России, как называют композитора его библиографы, организаторы фестиваля пытаются представить перед слушателями незнакомые черты, новые даже для профессионалов, не говоря уже о зачарованных прокофьевским гением любителей.
Вообще-то этот ракурс - уход и возвращение композитора к родным истокам - был подобран совсем не случайно, ибо в истории музыки Прокофьев остался одним из единичных примеров композитора, впитавшего влияние современной ему европейской культуры, но сохранившего истинно русскую сущность своего дарования. (Другим уникумом мог стать Стравинский, если бы, подобно Прокофьеву, вернулся из эмиграции и не увлекся послевоенным авангардом.)
На фестивальной афише эта простая, но безупречно изящная концепция реализовалась, так сказать, в своеобразном диалоге двух дирижеров - израильского Вага Папяна и австрийского Густава Мака. Дирижеры с мировыми именем, одни из самых востребованных музыкантов.
|
Маэстро Ваг Папян в вихре эмоций |
Кстати, фестиваль вполне мог бы претендовать не только на статус казахстанского, но и международного, поскольку в нем приняли участие пианисты из России и Израиля - Сергей Кузнецов и
Береника Гликсман соответственно.
Естественно, что фестиваль - это еще и возможность установить творческие контакты. Вот поэтому вместе со звездами-гостями в концертах выступили звезды казахстанские. Так, например, виолончелист Ермек Курманаев, пианистка Жанар Сулейманова и скрипачка Аида Аюпова. Безусловно, главное слово в концертных программах держит Государственный симфонический оркестр РК, который в этом концертном сезоне отмечает свой полувековой юбилей.
Чрезвычайно яркие впечатления остались от первого дня фестиваля, где прозвучал известный концерт-симфония для виолончели с оркестром в исполнении лауреата международных конкурсов Ермека Курманаева и Государственного академического симфонического оркестра РК.
В этот вечер оркестр звучал прозрачно и выверено, до мельчайших деталей был отлажен звуковой баланс между оркестровыми группами. Коллектив продемонстрировал безупречную логику музыкальной формы, изысканную тембровую палитру и по-европейски рафинированное звучание духовых. За дирижерским пультом находился маэстро Ван Папян, который привнес в звуковой облик прокофьевского шедевра новые черты, как и Ермек Курманаев. Он играл с такой нежной любовью к своему инструменту и произведению выдающегося русского композитора, с такой продуманностью исполнения, что интересно было от начала до конца. Безусловно, выпускник Московской консерватории Ермек Курманаев - талантливый молодой человек!
Исполненная в концертном варианте кантата “Александр Невский” поразила слаженностью и тонкой прорисовкой деталей: вне сценического антуража, невольно отвлекающего на себя внимание, лучше выявились драгоценные нюансы прокофьевской партитуры, вероятно, самой богатой в его творческом наследии. Благодаря вихрю эмоций маэстро Папяна, вовлеченности Государственной хоровой капеллы имени Б.Байкадамова (художественный руководитель Беимбет Демеуов), солистки ГАТОБ имени Абая Ляззат Бримгазиной, второе отделение концерта пролетело на одном дыхании, не давая публике опомниться от новых впечатлений. Драматизм и звуковая мощь присуща “Александру Невскому”. Здесь экспрессия и фатальный финал не казались столь неотвратимыми и пугающими.
Иначе не объяснить тот факт, что после концерта публика устроила музыкантам овацию стоя, после чего маэстро Ваг Папян признался, что такого приема не всегда удостаивается в родном Израиле.
Очевидно в прокофьевском наследии Ваг Папян и наши творческие коллективы расставляют свои акценты, непохожие на то, что написано в словарях и монографиях, и более актуального подхода к тому, кого навечно записали в классики, пока еще никто не придумал.
В этом славном ряду филармонических шлягеров на первом фестивальном концерте заиграла новыми красками увертюра на еврейские темы в исполнении государственного струнного квартета имени Г.Жубановой, лауреатов международных конкусов Жаната Ерманова (кларнет) и Гульжан Узенбаевой (фортепиано).
Словом, есть огромная надежда, что Фестиваль музыки Сергея Прокофьева станет очередным успехом филармонии, которая является центром высокого искусства в регионе. Здесь не бывает концертов, которые бы не вписывались в рамки филармонического жанра. Сегодня это редкое явление для учреждений культуры, находящихся в жестких рамках выживания.
Обновление и реставрация зала Казахской государственной филармонии имени Жамбыла позволяют приглашать в Алматы серьезных зарубежных мастеров. Доказательство тому - данный фестиваль. |