|
Дамира Болтабаева
Известный казахстанский писатель Дукенбай Досжан представил вниманию читателей сборник избранных рассказов под названием “Когда я умирал”, вышедший в серии “Самый читаемый писатель”.
Книга состоит из коротких лирических новелл, рассказывающих одну историю - историю самобытной жизни казахских аулов в реалиях современности. Автор раскрывает перед читателем мир жизни простого человека - нашего современника, погрязшего в бесконечных повседневных заботах, но все же сильного духом, одновременно стремящегося к прогрессу и не забывающего предков
“Писательская стезя стала смыслом всей моей жизни. Изо дня в день творю, а когда не пишу - придумываю новые сюжеты”, - пишет Дукенбай Досжан, начавший публиковаться с 15 лет в областной газете “Жетысу”.
За полвека творческой деятельности из-под пера писателя, отличительной чертой творчества которого являются трудолюбие и непрерывный художественный поиск, вышли 11 романов, 22 повести и свыше 100 рассказов. Дукенбай Досжан является лауреатом Государственной премии РК (1996 г.), лауреатом Национальной премии имени М.Ауэзова (1987 г.). Одна из главных наград для Дукенбая Досжана - премия издательства “Молодая гвардия” за лучший современный роман, которой была удостоена книга автора “Трудный шаг” (1974 г.). Книги писателя переведены на основные языки мира, и их прочитали более чем 3,7 миллиона человек из разных стран.
На счету писателя Дукенбая Досжана множество масштабных произведений, в том числе роман-хроника “Площадь” о декабрьских событиях 1986 года в Алматы, роман-исповедь о духовной экологии современников “Весы”, исторический роман “Шелковый путь”. Из-под пера этого выдающегося прозаика вышли также романизированные биографии А.Кунанбаева и М.Ауэзова из серии “Жизнь замечательных людей”, сборник рассказов “Ветер - Львиная грива” и сборник избранных повестей “Серебряный караван”.
В своих произведениях писатель, отличающийся собственным лишенных художественных стереотипов языком, поднимает множество актуальных тем - вечная борьба человечности с жестокостью и несправедливостью, грани духовного мира человека, любовь к родине и верность традициям, слияние древности и современности, становление личности в эпоху перемен.
Известный критик и автор Герольд Бельгер так отозвался о таланте Дукенбая Досжана: “У писателя свой почерк, свой ритм, свой слог. Он обожает слово “кесте”, что в буквальном смысле означает “вышивка”. Он неустанно ткет свой словесный узор. Он прилежно и творчески учится у великих мастеров прозы и со священным трепетом относится к писательскому ремеслу и к художественному слову в частности. Он не избегает эксперимента в языке. И язык его богат. ЭВМ подсчитала: в его романе “Шелковый путь” употреблено 13 451 слово. Для сравнения напомню: словарный состав “Пути Абая” М. Ауэзова составляет 16 983 слова, словарь Шекспира - 15 056, словарь Абая - 6 017 слов”.
Новая книга Дукенбая Досжана “Когда я умирал” представляет собой душевную подборку коротких рассказов, раскрывающих не только всю гамму писательского таланта автора, но и всю широту его взгляда на человечество и жизнь во всех ее проявлениях. Проникновение в быт простых людей, современных аулчан, и демонстрация изнанки жизни без гиперболизаций и прикрас, без обычных противопоставлений старого и нового поколений, городской и сельской жизни, глобального и частного.
“В его повестях прошлое и настоящее гармонично сосуществует в одной сцене, слоге, в едином временном пространстве”. Так о творчестве автора пишет классик казахской литературы Абдижамил Нурпеисов.
Известный писатель и общественный деятель Абиш Кекильбаев в предисловии к книге Дукенбая Досжана написал: “Человек - человечность - человечество. Такова формула силы и непобедимости. Без человечности нет никакого добра, никакого величия, никакого прогресса. Без нее нет ни истории, ни будущего. Таков пафос творчества Дукенбая Досжана, чей художественно-эстетический статус определился надолго и прочно. Но он это преподносит негромко, ненавязчиво. И как раз этой “негромкостью”, “неброскостью” и симпатичны современному читателю его рассказы, их немногословные герои - простые труженики, унаследовавшие от своих предков не их праздность, а трудолюбие, не их воинственность, а гостеприимство и добродушие, не их чрезмерную гордыню, а дружелюбие и сметливость...
Об этих “знающих и не знающих толк в жизни”, о нравственной цене человеческого успеха и счастья многие рассказы, включенные в книгу”. |