|
Юбилей как повод высказаться
Свой семнадцатый юбилей отметила галерея “Ретро”. Это практически первая галерея в Алматы (с небольшой разницей в том же 1992 году открылся “Тенгри-Умай”). Отмечать день рождения каждый год стало неотъемлемой традицией ее создателей. Это, как правило, всевозможные художественные проекты, акции, вернисажи, позиционирующие неизменную концепцию галереи.
Галерея “Ретро” не участвовала нынче в Параде галерей в Государственном музее искусств имени А.Кастеева, хотя и имела намерение. И посему коллектив галереи решил продемонстрировать свою задумку на собственном юбилее.
Небольшая по составу экспозиция демонстрирует все основные направления работы галереи. В первую очередь, это работа с художниками старшего поколения и выставки-воспоминания. В данном разделе представлено творчество художников Николая Гаева, Андрея Дячкина и Василия Тимофеева. Все они сыграли в свое время заметную роль в развитии графического искусства в республике. Надо отдать должное галерее и в том плане, что она располагает на сегодня самым большим собранием эстампов и рисунков разных авторов. Это тем более важно, что в последнее время из-за отсутствия интереса молодого поколения к этому виду искусства графика оказалась в некотором роде в забвении.
“Ретро”, как никакая другая галерея, всерьез занимается с наивными художниками-примитивистами. Ведь апеллируя только к профессиональному искусству, мы можем упустить и эту немаловажную часть творчества, без которой общая картина развития искусства была бы далеко не полной. Не секрет, что многие знаковые фигуры мирового искусства (Нико Пиросмани, Анри Руссо и др.) явили миру феномен своего образного и художественного видения. Здесь представлены Жумадилхан Керимбек, Валентина Рапопорт, Гульнар Сеилова - люди разных профессий, но в процессе личных исканий пришедшие к художественному творчеству, в котором черпают для себя радость образного познания мира.
В соответствии с названием галереи “Ретро” предпочтение всегда отдается художникам, сохраняющим и развивающим традиции старого доброго реалистического направления. Здесь в одинаковой мере уделяется внимание как опытным мастерам, так и молодым авторам в целях поддержания их исканий. Нередко с дебюта в этой галерее начинается отсчет творческой биографии художников. Эту сторону работы галереи в этот раз продемонстрировали молодые художники-реалисты Маргарита Волошина, Екатерина Фищук и Алексей Волошин. У каждого из них свои предпочтения в жанре, в стиле изображения, но объединяет их незацикленный, образный взгляд на мир, умение увидеть прекрасное в обыденных вещах, предметах и явлениях.
Думается, что галерее “Ретро” всегда удавалось и удается следовать своей программной заявке - формировать в своем зрителе интерес к ценному художественному наследию отечественного искусства и на этой основе пытаться сохранить так необходимую преемственность поколений. Ведь общеизвестно, хоть и банально: новое - хорошо забытое старое.
Творческая династия Бапановых
О творчестве четы Бапановых уже давно принято говорить только в превосходной степени. Казалось бы, чем могут они еще удивить свою уже ставшую им верной публику?! Тем не менее открывшаяся в арт-центре “Алма-Ата” их выставка в очередной раз поразила приятными неожиданностями. И в первую очередь, это сам состав участников, в который вошли дочь Ая и сын Агын, что отразилось и в остроумном названии “Торт Бапан” (Четыре Бапановых”). Гармония и единство любого семейного очага всегда необычайно трогательны, но когда эти качества перетекают еще и в сферу творчества - приятно вдвойне.
При размышлении об истоках успешности творческих проектов семьи Бапановых становится очевидной главная их составляющая - счастливое сочетание исконных традиций с высоким уровнем профессионализма. Алибаю и Сауле повезло родиться в прекрасной сырдарьинской земле. Это с той точки зрения, что с детства они были окружены той благодатной средой, которая давала и источник вдохновения, и теперь уже сокрытые для многих великие тайны казахского ремесла, и тонкости народной философии. Напитавшись таким драгоценным родником, им повезло вторично - оба получили прекрасное образование в Москве. А дальше - просто фантастичное желание реализовать этот внутренний кладезь идей и эмоций в материале.
В рамках одной концепции каждый исполнитель вполне автономен. В орнаментальных сентенциях просматриваются то по-язычески страстная динамика форм, то по-современному дизайнерски оформленные образования, но тем не менее будоражащие чувства и фантазию. Фрагментарно оформленные композиции также выразительны, как законченные произведения, в которых дополнительно использованные природные материалы (полудрагоценные камни) дополняют художественный и философский аспект.
Выразительность фактуры в одних работах сменяется эффектом цветовых сочетаний, пластической красотой форм, синтезом включенных разных материалов (конский волос, шерсть, дерево, войлок).
Дебют дочери семейства Аи Бапановой, безусловно, удался. Зрелищность вернисажу придало дефиле моделей. Она увлечена созданием одежды из войлока. Соблюдая преемственность в следовании заложенной традиции матерью в этой сфере, Ая озаботилась созданием собственного молодежного стиля.
Агын Бапанов представил на суд зрителей фотографию, в которой он пытается избежать элементарной фиксации объекта. Судя по результатам, это ему вполне удается. Искусству, близкому к технологиям, Агын придает образность, помогающую ему передать уют и тепло семейного очага.
Мария Жумагулова |