|
Айгерим Бейсенбаева
Бахтияр Кожа - актер театра и кино, запомнился и полюбился широкой аудитории зрителей еще во времена участия в сериале «Перекресток». Позднее актер предстал перед зрителями в образе лихого военного в российском фильме «Господа офицеры», а в прошлом году снялся в картине Рустема Абдрашева «Подарок Сталину». Актерский талант, богатырская стать вкупе с природной скромностью и доброжелательностью помогли артисту завоевать любовь публики
Импозантная внешность и хорошо поставленный представительный голос популярного актера стали причиной, по которой его часто приглашают выступить в качестве ведущего на различных телешоу и мероприятиях. К примеру, последнюю церемонию “Тарлан” Бахтияр Кожа вел вместе с российской актрисой Чулпан Хаматовой.
Недавно актеру, как обладателю красивого голоса, предложили необычный проект - озвучить аудиокнигу - сборник казахских народных сказок для детей. Подобное издание на казахском языке выпускается впервые. Продюсером выступил Нурлан Жансеитов.
Об этом проекте и о своей жизни популярный актер Бахтияр Кожа рассказывает читателям “НП”:
- Основная моя деятельность сейчас разворачивается в театре - Академическом театре драмы имени Ауэзова. Я занят в постановке режиссера Оразали, приехавшего специально из Астаны. Он ставит спектакль для малой сцены по произведению киргизского драматурга Омара Байчиева.
Когда мне предложили поучаствовать в записи сказок, я поначалу попытался отказаться от этого проекта, так как считал, что мой голос для этого не подойдет. Ведь это для детей, а они самая взыскательная аудитория, играть для них сложнее. Мне как-то страшновато было браться за такое непривычное для меня дело.
Мне сказали, что главное здесь не голос, а актерское мастерство. Мы записали пять сказок, и, честно скажу, я работал с удовольствием. Много усилий мы приложили к поиску нужных образов, ведь нужно было озвучить очень много персонажей и все разными голосами. А озвучивал-то я один.
И для меня основная сложность состояла в том, что я работал над детским проектом впервые, и если в кино больше всего внимания уделяется взгляду, глазам, а в театре - мимике и жестам, то тут только голос, и с помощью него нужно было изобразить все.
- Какие еще сложности были связаны с этим проектом? Приходилось ли Вам изображать женский голос?
- Нет, женский не приходилось. Вообще, основная часть текста была от автора, и надо сказать, что мы старались все-таки не переигрывать. Ведь могла потеряться суть рассказа. Помимо всего прочего ведь нужно еще и смысл донести.
- Вам разве не доводилось озвучивать художественные картины?
- Я пробовал, но у меня на это никогда не хватало терпения. В первую очередь, потому что озвучивать в таких случаях приходится не себя. Свои персонажи я, конечно, озвучиваю, а чужие - это не мое.
- А если персонажи рисованные? Сейчас многие мультфильмы озвучиваются популярными актерами.
- Я бы с удовольствием поработал над озвучиванием мультфильма. Потому что персонажи мультфильмов - вымышленные. И тут для озвучивающего больший простор для фантазии, нежели в художественной картине. Тем более что в фильме подсознательно примеряешь роль на себя и думаешь, что в данной сцене сыграл бы по-другому, потому мне и не нравится заниматься озвучиванием киногероев.
- Часто ли Вам предлагают такие необычные проекты?
- Чаще всего предлагают работу на телевидение в качестве ведущего. Самое необычное из того, что могу сейчас вспомнить, - читал как-то гороскоп на ТВ.
- Есть ли роли, за которые бы Вы никогда не взялись? Реклама, например. Что бы Вы ни за что не взялись рекламировать?
- Я никогда не соглашусь рекламировать сигареты или спиртные напитки.
- Что Вы можете сказать о жизни казахстанского актера в период кризиса?
- Вы знаете, сейчас стало модно валить все свои проблемы на кризис. Но мы, актеры, никогда особо богатыми не были и, можно сказать, ничего не теряем.
Конечно, ситуация эта влияет на творчество. Например, на “Казахфильме” на этот год запланировали снять 8 картин, но из-за кризиса этот список урезали, а значит, часть актеров останется без работы. И режиссеры тоже. Вот это уже настоящий творческий кризис, который тормозит развитие искусства. У нас ведь большая проблема - медленное развитие. Нет, к примеру, хорошей современной драматургии. Мы ставим произведения великих авторов прошлого - Шекспира, Ауэзова, Чехова и других не менее достойных, а современных авторов такого масштаба у нас нет.
У нас в театре 80 актеров, но не все они заняты в постановках, и тем более далеко не на всех хватает больших ролей. Это, конечно, обидно.
Театр не может существовать без трех вещей - талантливой драматургии, режиссеров и актеров. Был один период жизни нашего театра, когда у нас работал великий режиссер Азербайджан Мамбетов. Он живая легенда. Был такой режиссер, были актеры, такие, как Асанали Ашимов, Фарида Шарипова, Ануар Молдабеков, Сабира Майканова, Хайша Букеева. Вместе они создавали шедевры.
А сейчас период исканий.
- Вы сыграли на сцене Гамлета, а эта роль считается вершиной актерского искусства. К чему вы теперь стремитесь?
- После Гамлета я ничего такого выдающегося не сыграл. И в моей душе какая-то пустота, внутреннее неудовлетворение. Но есть те роли, в которых я хотел бы себя попробовать - король Лир и Абай. В первую очередь, я бы хотел сыграть на нашей сцене Абая. Это вершины, к которым я теперь стремлюсь. |