|
Две стороны одной медали
В художественной галерее “Ою” состоялось открытие выставки творческой группы SAC в составе братьев-близнецов Олександра и Евгения Махно. Эту группу из Семипалатинска провинциальной никак не назовешь. Созданная в 1997 году, она достаточно активна, постоянно заявляет о себе участием в выставках и международных проектах как в Казахстане, так и в ближнем зарубежье.
Свою выставку авторы назвали “Променад радости”, приглашая зрителей после долгой зимы совершить с ними вояж по экспозиции, представляющей свыше 20 разнообразных живописных полотен. Любопытно, что братья, так поражающие своим абсолютным внешним сходством, полярно противоположны в стилистической манере. Да и в выборе объекта своих произведений они совершенно не совпадают. Хотя их объединяет, пожалуй, самое главное - активная жизненная позиция, оптимизм мироощущения и, безусловно, преданность своему творчеству.
Одним из аспектов творчества Олександра Махно является приверженность к реминистенциям исторического толка. Сейчас он отдает предпочтение искусству “малых голландцев”. Художник следует во всем их известным предпочтениям: небольшой формат полотна; в выборе жанра - портрет, натюрморт, бытовая композиция; в животной манере письма; любовь к передаче деталей и дотошная реалистичность изображаемого. И все же зритель умеет как бы отодвинуть условные границы времени и пространства, в “Мальчике с ягненком”, “Девушке с камчой” и “Девушке с серьгой” узнаваем другой этнический типаж. Да и в композициях “Разговор о лошадях”, “На конной ярмарке” - явно иные персонажи и интересы. Интригуют зрителей натюрморты, подобно голландским мастерам, вкусно выписанные яства с совершенно “казахским выражением” - “Бесбармак” и другие деликатесы, пробуждающие аппетит. Провокационный сопроводительный текст на английском языке оказался рецептом изготовления этих экзотических блюд для иноземцев. И во всем этом просматривается добрый гротеск и юмор автора со своими остроумно найденными ассоциациями. И при этом Олександр Махно - разноплановый живописец, художественные фантазии которого могут увести и в мир ангелов (“Ангел на черепахе” и др.).
Евгения же более интересуют современные мотивы, через которые он позиционирует свои внутренние пристрастия. “Утро” - как бы программное полотно художника, демонстрирующее его жизнеутверждающее восприятие мира. Оно написано в монохромной гамме, что не мешает через образы маленького котенка на фоне большого градостроящегося пространства в проеме окна передать автору свое приподнятое созидательное настроение. В целом же его творчество представлено галереей женских образов, выполненных в утонченной декоративной манере. Скорее всего, это собирательный портрет восточной красавицы, алматинки со свойственными ей определенными приметами: стройная грация, изысканность манер, тонкий интеллект с женской лукавинкой, этническая выразительность черт лица в сочетании с современным шиком.
Сочный гранат, красное яблоко - уместные атрибуты, дополняющие женские образы, адресуя зрителей к благодати плодоносного Востока. Яркие ювелирные украшения дополняют это впечатление, в то же время являясь связующим звеном с декоративными элементами фона композиции.
Выставка, подобно двуликому Янусу, показала две разные стороны творческого восприятия братьев по крови и духу, свидетельствуя о бесконечности человеческих и духовных возможностей.
Мнение искусствоведа Гульмиры Шалабаевой:
- Творческая группа SAC - Semey Art Collective - группа из четырех художников. На данной выставке представлены работы двух представителей этого коллектива - Олександра и Евгения Махно.
Некоторые работы Олександра выполнены в лучших традициях голландской живописи. В произведениях просматривается техника использования старинных технологий изображения - наложение краски по дереву, тончайшие лиссеровки, колорит. Просто “малые голландцы”.
Олександр сделал маленькую копию картины “Девушка с жемчужной сережкой”. Выглядит очень похоже, но если начать вглядываться, понимаешь, что лицо совсем другое. Почти казахское девичье лицо. И в этих картинах присутствует какой-то внутренний свет - они прямо светятся изнутри. Сам Олександр Махно - человек незаурядный, интересная личность, философ по жизни. Насколько я поняла, ему знакомы такие тонкости казахского языка, которые даже мне не известны.
Что касается Евгения Махно, он тоже работает в реалистической манере, но у него совсем другой подход. Его живопись более стилизованная, более модерновая. На данной выставке он представил шесть картин - образы молодых женщин. Триптих “Алматинка” - девушки в разных нарядах - современных и старинных, держат в руках яблоки. Кажется, что девушка одна и та же, но каждый раз она в другом образе. Этот золотистый фон, тонкая ажурная вязь, небольшие детали - все это напоминает стиль Густава Климта. Но в то же время Евгений самобытен и работы его современные.
Два брата, но совершенно разные манеры и техники, хотя оба - в русле реалистического жанра.
Мария Жумагулова |