|
Мира Мустафина
Ее часто спрашивают: “Вы, наверное, хорошо умели рисовать в детстве?” Она отвечает: “Не хуже и не лучше, чем мои сверстники!” Такому ответу, согласитесь, трудно поверить, если знать, что 31 марта в галерее “Арт-Нават” состоится открытие ее восьмой по счету персональной выставки работ “Река жизни”. Однако Дана Муканова-Хуршудян впервые обратилась к миру живописи, когда ей исполнилось 37 лет
Не знаю, как вам, а мне бесконечно жаль жен известных, успешных и видных мужей. К ним предъявляются какие-то неоправданно завышенные требования. Но, к счастью, им супруга первого Чрезвычайного и Полномочного Посла Армении в Казахстане Дана Муканова-Хуршудян полностью соответствует.
Да, у нее нет художественного образования: она окончила химфак Карагандинского университета, защитила диплом на кафедре квантовой химии, затем кандидатскую диссертацию по биологии. Но... взяв в руки кисть, она достигла многих профессиональных вершин: Дана - член Союзов художников Казахстана, Армении и Профессионального союза художников России.
Договориться об интервью оказалось непросто - у Даны расписаны не только дни, но и часы. Естественно, она поглощена предстоящим событием - восьмой персональной выставкой.
- Удивительно, как Ваше хобби стало Вашим делом, серьезным и настоящим? И Вы, совершенно непрофессиональный в этой сфере человек, достигли такого успеха и признания. Значит, в любом возрасте можно начать все с нуля и достичь определенных высот?
-Да, творческий процесс поиска и созидания меня всегда вдохновлял. Самым ответственным был первый шаг, когда меня приняли в Союз художников Казахстана. Хотелось очень оправдать это звание, и я писала картины, сожалея только о том, что в сутках всего 24 часа. Поскольку у меня нет профессионального художественного образования, то я подала документы в Единый рейтинговый центр художников. Рейтинг - это не дамское суждение художника о себе или дружеское благоволение к отдельно взятым товарищам. В “Мертвых душах” у Гоголя, помнится, тоже был своеобразный рейтинг, где все дамы делились на “дам, просто приятных” и на “дам, приятных во всех отношениях”. Рейтинг - это прежде всего суждение экспертов, суждение профессиональное, основанное на знаниях и многолетнем опыте общения с искусством.
Рейтинговый центр присвоил мне категорию: “Сложившийся профессиональный художник с творческим потенциалом”. Эта оценка опубликована в 15-м выпуске справочника “Единый художественный рейтинг “. В определенном смысле рейтинг - это стимул для развития художника.
Сегодня я являюсь членом Союзов художников Казахстана, Армении и России, и это, безусловно, стимулирует желание активно создавать, придумывать, творить...
- Что заставило Вас взять в руки кисть и холст: желание самовыразиться или это сначала был просто женский каприз?
- Жить интересно только тогда, когда точно знаешь, что самое замечательное ждет тебя впереди. По натуре я открытый, оптимистичный человек, всегда стремлюсь к чему-то новому. Так произошло и с миром живописи. Когда я впервые взяла кисть в руки, конечно же, не думала о том, что этот шаг будет иметь далеко идущие последствия.
Но живопись оказалась другим пространством, именно она позволила увидеть другую реальность мира, проникнуть в него и что-то почувствовать такое, после чего жизнь приобретала совершенно другой смысл - она становилась шире, ярче и богаче, то есть само ее ощущение. И на протяжении дальнейшей жизни я чувствую и понимаю, что живопись для меня нечто важное, без чего я не смогла бы жить так, как я живу, - с любовью к искусству.
- В последние годы Вы обратились к весьма сложной теме - исторической. Чем вызван этот интерес?
- Картины на исторические темы я стала писать благодаря своему супругу Эдуарду Хуршудяну - он доктор исторических наук, востоковед-иранист. Эдуард имеет достаточно солидную научную библиотеку по истории древних кочевых племен. Поэтому, когда возникла идея писать на историческую тему, оставалось дело за малым - “начать штудировать литературу”.
Несколько лет кропотливой работы в этом направлении увенчались серией картин на сакскую тему. Была издана книга “Царство саков. Казахстан” (2007), содержащая репродукции 26 картин с комментариями. Издание исследует древнюю историю кочевых скифо-сакских племен Казахстана и сопредельных стран в IX-III веках до нашей эры. Мои картины послужили иллюстрациями к новому переизданию книги Джандарбекова “Саки”. Древняя история для меня как застывшая загадка, тайну которой не всегда можно разгадать.
На нынешней выставке “Река жизни” будут представлены новые работы исторического жанра. Легендарный сюжет о битве массагетской царицы Томирис и Ахеменидского царя Кира нашел свое воплощение на холсте. А картина “Расселение древних племен на территории Евразии, или Скифский торговый путь по Геродоту” больше похожа на научное исследование.
- Дана, у Вас очень крепкая и дружная семья. В чем секрет такого счастливого брака?
- Говорят, уже при покачивании колыбели решается, куда склонится чаша весов судьбы. Если с момента твоего рождения тебя окружает мир, пропитанный любовью и вниманием, то это находит свое отражение и в последующей жизни. В этом смысле мы с Эдуардом похожи, несмотря на то, что мое детство проходило в Караганде - “третьей кочегарке СССР”, а его - в солнечном Ереване, где самая вкусная вода в мире. Мы оба родом из семей, где умению любить, бережно относиться друг к другу нас учили с детства. Благодаря родителям из нашего семейного очага нам удалось вынести главные ценности - почитание семьи и жажду знаний.
Нас многое объединяет, в первую очередь, это годы, проведенные в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в общежитии аспирантов Академии наук СССР. Я училась в аспирантуре Института эволюционной физиологии и биохимии имени Сеченова. Эдуард был аспирантом Института востоковедения.
Мы - молодые специалисты, прибывшие из разных республик, стран, ведомые неутомимой идеей открытий и созидания, продолжали “грызть гранит” науки в городе Петра. Затем нас объединил Казахстан, Караганда, где родилась старшая дочь Диана, и Армения, на чьей благословенной земле родилась Ася.
Сегодня мы живем и строим планы ради наших детей, вместе пишем статьи и книги.
- Увлекаются ли живописью Ваши дочери?
- У нас две дочери: Асеньке - 9 лет, Диане - 15. Живописью не увлекаются, но у них есть творческая жилка, а это главное. Трудность заключается в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
- Формула Вашего неиссякаемого оптимизма?
- Моя философия жизни находит свое отражение в названии выставки “Река жизни” - река как ценность, форма бытия, включающая в себя целый мир. |