Посвящение любимому городу
Свою персональную выставку в галерее “Улар” художница Ольга Кацюба посвятила любимой теме: “Алма-Ата. Старый город”, являющейся продолжением ее проекта “Исчезающий город”. И в этом она солидарна с алматинцами, в такой же мере дорожащими историей своего города и удрученными воинственным наступлением тотальной урбанизации на некогда уютные и спокойные уголки.
За европейский лоск и фешенебельную роскошь приходится платить ценой духовных утрат - новое поколение вырастет вне эмоциональных поэтических связей с историческим прошлым своего города. Да и что есть человек на фоне громад небоскребов и бездушного асфальта, когда агрессивно нарушается экологическое равновесие естественной среды обитания человека. Никогда еще до такой степени не доходило противоречие городского способа существования с природными объектами, будь то растительность, животный мир, водные источники...
Вся уникальность Алматы заключалась именно в этой гармоничной сбалансированности архитектурно-инженерных сооружений с окружающей природой.
И художницу волнует именно этот аспект бережного отношения к наследию города, который она воспринимает как живой организм со своей романтично-поэтической историей. В каждом домике она видит нестираемые черты прошлого. В ее понимании у любого здания своя неповторимая история, так или иначе связанная с личностями ее обитателей. Трепетной акварелью она передает живописные фасады с сохранившимися трогательными элементами декора, уникальными архитектурными деталями строений. Здесь своеобразный градостроительный портрет эпохи. И на этом ретроспективном фоне кипит современная жизнь с ее беспрестанной суетой и заботами. В картинах художницы просматривается органичная связь времен и событий, вызывающая естественное чувство ностальгии у любого человека вне зависимости от возраста и социального положения.
Двигаться - значит меняться
Март оказался необычайно щедрым на вернисажи. И практически все они посвящены одной теме - женской. Да это и понятно, как говорится, сам Бог велел хотя бы раз в году отдать должные почести Ее Высочеству Женщине. И в этом ряду выбивается персональная выставка Бахыта Бапишева, устроенная в арт-центре “Алма-Ата”, которая как бы никак не связана с означенной датой. Тем не менее она не оставила равнодушной и прекрасную половину человечества. И тому есть свои веские основания.
Бахыт Бапишев - одно из немногих знаковых имен в отечественной живописи нового периода. Он стоял у истоков постперестроечного искусства. Как и все общество, оказавшееся на историческом разломе, он испытал в полной мере горечь разочарований и потерь, сомнений и тревог. И все же Бахыт быстро определился в своих творческих исканиях. Не цепляясь за старое, которое, что совершенно стало очевидно, обанкротилось как в духовном, так и в материальном смысле, художник сделал свой выбор в сторону новаторства. Внутреннее кредо ни разу не подвело художника. Он не устает интриговать поклонников своего творчества, ибо умеет рисковать, беспрестанно меняться, постоянно увлекаясь сам и увлекая других в поиске истины бытия и в живописи.
Монотонность ему явно не грозит. Его искусство как бы тонко лавирует между происходящими событиями и глубоко личностными символами, отражающими его понимание истины. Как и ожидалось, последние работы Бахыта совершенно отличны от всего предыдущего. Появилась фигуративная живопись, которая несет где-то и социальную нагрузку. Удивительны парадоксы творчества художника, что неизменно привлекает внимание зрителей: конкретные события конкретного времени воспринимаются вне времени и пространства, давая посыл к обобщениям психологического толка.
Пейзажи, выполненные в определенной местности, выходят далеко за географические рамки, причудливо перемежая воображение и реальность. И все это - прекрасная живопись, где мягкие, зыбкие, нарочито легкие оттенки фона спорят с сочными контурами изображаемого ландшафта. Эта цветовая палитра настолько аппетитна, что есть чуть ли не физическое искушение вкусить ее.
Мария Жумагулова |