|
Обнаженные
фантазии
Для галереи “Арт-Нават” выставка, посвященная теме “НЮ” и приуроченная к празднованию женского дня, становится уже многолетней традицией. Этим коротким словом французы именовали жанр, в переводе означающий “обнаженное тело”.
Особенность выставки “NEW-НЮ-2009” состоит в демократичности подхода к подбору работ. Здесь наряду с известными художниками Казахстана участвуют студенты художественно-графического факультета АГУ и Казахской национальной академии искусств. И от этого экспозиция только выигрывает. Если старшее и среднее поколения могут продемонстрировать уровень своего мастерства и профессиональную состоятельность, то молодежь сильна свежестью видения, оригинальностью художественных решений. Это своеобразное состязание, когда их работы то как бы невольно конкурируют между собой, то сливаются в свою какую-то особую прихотливую гармонию. Если где-то можно и поспорить на предмет художественного уровня, то сама подача темы привлекает многозначностью подхода - от романтично-возвышенного, насмешливо-ироничного до откровенного эпатажа. В последнем как раз именно молодые авторы и особенно преуспели.
У этого проекта есть свой постоянный круг участников, которых тема НЮ неизменно вдохновляет, что очевидно по представленным работам. К примеру, Андрей Кнутов, Лилия Позднякова, Карина Чикноверова, абсолютно не повторяясь, находят все новые точки приложения своих способностей. Лилия предпочитает работать в монохромной манере, что всегда оправданно и имеет конкретную привязку к избранным сюжетам: “Старая фреска” - апелляция к античности и эпохе возрождения; “Лиловый пейзаж” - очень органично и с тонким юмором представлен современный отдых на взморье. Карина через пластику обнаженного тела в сложных ракурсах может передать тончайшие нюансы психологических переживаний (“Внутренний кризис”). Преимущество академической школы с неизменным штудированием натуры демонстрирует известный художник Владимир Псарев. По-восточному деликатно раскрывает тему Ашим Курбанов. Как всегда, элегантны графические экспромты Кусаиновых (ГаБо). Своя узнаваемая стилистика сложилась у Халиды Шимовой. Декоративная сочность и изящная рафинированность в передаче образа восточной красавицы - характерные особенности творчества Тимура Аканаева.
Традиционные проекты рискуют наскучить зрителям, но тут сама тема не позволяет “войти два раза в одну и ту же воду”. Неизменно появляются новые имена, идеи, концепции и стимулируют возвращение к оной.
Эталон женской красоты
Женская тема не только поистине неисчерпаема, но к тому же еще и постоянно востребованная. К празднику 8 Марта целый ряд галерей посчитал своим долгом откликнуться на эту дату, и каждый по-своему. Так, художественная галерея “Ою” посвятила целый проект “Галерея женских образов”, нашедший свое отражение в каталоге на одноименную тему. Выставка получилась масштабной, с участием 45 авторов из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Подобный расклад и предопределил содержание и характер экспозиции. Она получилась с несколько восточным уклоном. Женщина деятельная и энергичная, романтичная и меланхоличная, женщина-мать и труженица, воительница и предсказательница - и это еще далеко не все ипостаси, в которых воплощается ее емкий и поистине безграничный образ.
Авторы, не сговариваясь, сумели создать столько жанров, необычайное число приемов и технологий, и все это только работает на общее позитивное восприятие выставки. Это своеобразный калейдоскоп идей, замыслов, выплеск доброй, бьющей через край творческой энергии. Здесь нашлось место как авторам, уже признанным и известным, так и только начинающим свой творческий путь.
Одним из явных достоинств композиции является равнозначное участие произведений скульптуры. Главным образом, это малая пластика, но она гармонично вписывается в пространство галереи, привнеся определенное разнообразие в плоскостной ряд живописи и графики. Как драгоценная икона воспринимается работа Нэлли Бубэ “Первенец” из серии “Казахские мадонны”; в реалистической манере с большой теплотой выписан “Портрет жены” Максима Ведерникова; эффектно смотрится парадный портрет “Айман” Аваза Шарипова; трогательны в своей пронзительной грусти “Галя” Алпысбая Казыгулова и с добрым юмором написанный портрет “Обнаженной девушки” Хайдара Маликова. После живописных работ авторов с тщательно выстраиваемыми мазками по контрасту воспринимаются картины, в которых доминирующей становится линия, то мягкая, обтекаемая, то экспрессивная и ломкая. Звучные цветовые пятна, прихотливые декоративные формы, не утомляя взгляда, создают приподнятый психологический настрой. Таковы полотна “Новая луна” Болата Тургынбая, “Модель” Балнур Асановой, “Кербез” Кабдыл-Галыма Каржасова, “Портрет Айгуль” Владимира Гвоздева. В золотом колорите “Колыбель” Елены Те есть нечто отдаленное от Рембрандта, к историческим реминисценциям довлеют Сергей Каротин и Тимур Даирбаев. В этом же ряду образ красавицы Ольги Шаньгиной, написанный почти монохромно, в зыбких тонах, как бы олицетворяя постоянную изменчивость женщины, и этот шлейф флера и загадочности таит в себе бесконечную интригу. Немногочисленны графические работы. Вкомпонованный в круг шанырака образ народной мастерицы работы Ералы Оспанулы трогает неизбывной теплотой этнической памяти, точностью попадания в историческое время. Все здесь очень лаконично и емко.
Если учесть, что жанр портрета, который был всегда достаточно распространен и востребован, в последнее время потерял свою былую актуальность, то надо полагать, что данный проект галереи “Ою” оказался как нельзя своевременным. Он сумел привлечь большое число художников, пожелавших через собственное восприятие представить всегда неповторимый женский образ. Не мысля глобально, тем самым художники воссоздали образ современницы, который через определенный исторический отрезок может быть воспринят как своеобразный архивный документ эпохи, выраженный в художественной форме.
Мария Жумагулова |