|
Мира Мустафина
Цифру 75, как известно, когда-то великий Немирович-Данченко назвал кризисной. За этой чертой, по его мнению, исчерпываются и запал, и идеи, и единомыслие. Искусство, конечно, не математика, и конкретной точки взлета либо стагнации в этой области никто не возьмется назвать. Но, как сейчас показывает жизнь, 75 - цифра весьма приблизительная. Тем более если эта дата связана с известным творческим коллективом, имя которому Государственный академический русский театр имени М.Ю.Лермонтова...
Задачу играть броско, ярко, “с заводом” и нравиться широкой публике можно с успехом воплощать целые десятилетия. И сегодня на сцене Государственного академического русского театра имени М.Ю.Лермонтова идут спектакли по произведениям русских, казахских и зарубежных классиков авторов. В каждом из них есть замечательные актерские работы, в создаваемых образах отражается жизнь человеческого духа, неизменного во все времена.
Главным в творчестве лермонтовцев остается самый обычный человек со всеми его слабостями и пороками, с его конфликтами, страданиями и счастьем, остается то, о чем всегда рассказывал театр: добро и зло, любовь и ненависть, власть и судьба. Так было, кстати, и 75 лет назад.
|
Дружная семья “лермонтовцев” |
Театр начал свою летопись в 1933 году со спектакля “Любовь Яровая” по пьесе Константина Тренева, у истоков первого профессионального драматического театра в Казахстане стоял замечательный режиссер Юрий Рутковский. В первом же сезоне театр показал десять постановок. Это были произведения Гоголя, Островского, Горького, Шиллера, Гольдони, а также пьесы советских драматургов. Тогда одним из знаменательных событий для театра стало обращение к пьесе Мухтара Ауэзова “Ночные раскаты”. Это была первая казахская пьеса на русской сцене. И в работе над спектаклем большую помощь оказали казахские артисты.
Два творческих коллектива не только много лет жили под одной крышей, но часто помогали друг другу. Как и три года назад, когда здание Государственного академического русского театра имени М.Ю.Лермонтова было на капитальном ремонте: ауэзовцы предоставили свою сцену лермонтовцам. Зрители же на открытии здания театра после реконструкции два месяца назад признавались, что “почти невозможно Алматы представить без “Лермонтовки!” Признание не кажется совсем неожиданным. Потому что публика вконец была истомлена трехлетним ожиданием встречи с любимым коллективом. Безусловно, в обновление здания театра было вложено немало сил и средств. Словом, коллектив, бережно сохраняющий свою историю и лучшие традиции русского психологического театра, в кругу своих коллег и поклонников воскресным вечером отметил свой 75-й день рождения.
|
Дружеские объятия |
...А послевоенная судьба театра связана с именем режиссера Якова Штейна, который возглавлял коллектив до 1955 года. Героико-романтическая направленность репертуара - вот что составляло главное направление тех лет.
Следующий период, наиболее значительный для труппы, был связан с режиссерской работой народного артиста КазССР Мара Сулимова. Он дважды возглавлял театр. В первый раз - в период подготовки и проведения Декады казахской литературы и искусства в Москве, где с большим успехом были показаны спектакли “Битва в пути” Г. Николаевой, “Платонов” А. Чехова, “Джордано Бруно” О.Окулевича, “Наследники” Н.Анова. Второй - начиная с 1969 по 1974 год. Многие спектакли этого периода были заметным явлением в театральной жизни республики: “Две зимы и три лета” Ф.Абрамова и В.Токарева, “Человек из Ламанчи” Д.Вассермана, “Человек со стороны” И.Дворецкого. А в 1974 году театру присвоили почетное звание “Академический”.
Более двадцати лет театр возглавляет бессменный худрук народный артист РК Рубен Андриасян.
“Что Вы сейчас чувствуете?” - спрашиваем у Рубена Суреновича. “Очень счастлив, но совсем не устал!” - ответил спокойно мэтр. Несмотря на юбилейную суету, в этот вечер он был улыбчив и, как обычно, остроумен. Худрук удивительно остроумен. Однажды вылетев из андриасяновских уст по конкретному назначению, эти остроты теперь уже вышли из-под его контроля и стали афоризмами. Даже меры наказания актеров за провинности у него оригинальны и своеобразны. Один актер как-то явился “не в форме” на спектакль, который сам же поставил. Рубен Суренович заставил его объявить выговор... самому себе. Режиссера К-а актеру К-у...
|
Ромео и Джульетта |
На юбилейном вечере худрук “Лермонтовки”, отступая от привычного регламента таких мероприятий, не стал тратить время на общепринятую говорильню, а сразу передал бразды ведущих молодым актерам Анастасии Темкиной и Александру Багрянцеву. Сам сидел на сцене на почетном месте среди известных актеров - Юрия Померанцева, Гавриила Бойченко, Владимира Толоконникова и Татьяны Банченко - и испытывал, воображаю, сложнейшую гамму эмоций.
Слышал собственную речь, вышедшую из повиновения. Видел собственных актеров, оставшихся на время юбилейных репетиций без его присмотра. А сцена напоминала большой и дружный дом, в котором администрация театра и технические службы, главный режиссер, актеры предстали перед зрителями одной дружной семьей. В этот вечер в этом доме царили пять пудов актерской любви и столько же радостной самодеятельности. Музыкальность, пластичность, остроумие, лиризм и публицистичность - это взращивает в своих учениках Рубен Андриасян. К такому выводу приходишь, когда видишь его студентов из КазНАИ имени Т.Жургенова на сцене. Смена достойная растет!
|
Подарок юбилярам от Аскара Бурибаева |
Одним из удачных и запоминающихся моментов юбилейного капустника хочется назвать брутальный образ заслуженного артиста РК, лауреата Государственной премии РФ Владимира Толоконникова (он играл некую смесь Ромео с современным мачо), лукавый и полный очарования наив заслуженной артистки РК Татьяны Бойченко. Известные актеры сделали худруку смелое предложение, от которого невозможно отказаться: поставить “Ромео и Джульетту” на них. Ведь в жизни не стоит говорить: “Никогда!”
Впрочем, не стоит судить юбилейное действо в честь 75-летия театра по строгим критическим законам. В конечном счете все это была одна сплошная “Аллилуйя любви” и, что главное, абсолютно искренняя.
|
Театральные музы |
Одним из ярких действующих героев капустника был лауреат Государственной премии РК Сергей Погосян, над которым Рубен Суренович не раз подшучивал на сцене, называя его то кинозвездой, то Гамлетом, то телеперсоной. Но своей популярностью Погосян не давил, выходил исключительно в эпизодах, к слову, весьма смешных: импровизированный монолог водителя, армянина по национальности. Согласитесь, склонность к импровизации - удел избранных. Более того, абсолютная раскованность артиста, творческая свобода возникают только на слиянии сцены и зала, на пике обмена энергией. Зато эти драгоценные удачи сиюминутного творчества рождают настоящий капустный катарсис, когда и смеешься до слез, и плачешь по-настоящему, так реагируя на неожиданно горькую театральную истину. Однако импровизационная удача штучна по своей природе (и в этом капустник сродни джазу) - такие моменты не бисируются.
Хотя импровизация может быть хорошо подготовленной.
И, к слову, в партере юбилейного вечера было на кого посмотреть. Например, на вице-министра культуры Аскара Бурибаева, актеров Асанали Ашимова и Бахтияра Кожа, режиссеров Игоря Пискунова и Талгата Теменова...
|
|
Мудрость зрелости и раскованность молодости |
В кулуарах же юбилейного вечера многих интересовала предстоящая грандиозная премьера, которая выпадет аккурат на закрытие юбилейного сезона.
Из Москвы приглашен скандальный режиссер Роман Виктюк. Он хорошо известен не только в России и Украине, но и в мире. Для дебюта на алматинской сцене Виктюк выбрал пьесу популярного драматурга Валентина Красногорова “Фуршет после премьеры”. Напомним: творческий “послужной список” Романа Виктюка состоит из семидесяти драматических и оперных постановок. Культовые спектакли: “Служанки” Жана Жене, “Мадам Баттерфляй” по опере Дж. Пуччини, “Татуированная роза” Т.Уильямса, “Уроки музыки” Л.Петрушевской. Также Роман Виктюк обращался в своей сценической практике к произведениям А.Вампилова, Л.Толстого, М.Булгакова, Э.Радзинского, Н.Лескова, де Сада, В.Набокова. В московском “Театре Романа Виктюка” семь лет назад прошла премьера пьесы Валентина Красногорова “Давай займемся сексом”.
|
Многообразие взглядов на жизнь |
Накануне юбилейного вечера состоялась встреча Романа Виктюка с журналистами. Сюжетные подробности режиссер, безусловно, разглашать не стал. Лишь признался, что он, никогда доселе не бывавший в Алматы, безоглядно влюбился в замечательный город, а спектакль лермонтовцев “Номер 13” понравился ему больше, чем московская постановка. “Поэтому вопросы типа “сработаемся или не сработаемся” прошу не задавать! - предупредил репортеров московский режиссер. - Мы все вместе переживаем период первоначальной влюбленности, постепенного узнавания друг друга, глубокого постижения крупных, противоречивых характеров, ласкового и немилосердного вторжения новых впечатлений и непривычного миропонимания в наши чуткие души”.
|
Приступ искрометной самодеятельности |
Самому же Роману Григорьевичу в юбилейных торжествах не удалось принять участие. Он спешно вылетел в Москву: с последней работой режиссера, спектаклем “Сны Гафта” в театре “Современник”, выразил желание познакомиться президент России.
“Ведь не зря еще во времена Шекспира на фронтоне лондонского театра “Глобус” можно было прочитать “Весь мир - театр, и все люди в нем - актеры”. Необходимо учиться (и здесь театр - лучший наставник) смотреть прямо в глаза правде жизни! Это я слегка напоминаю своим зрителям!” - сказал на прощание журналистам Роман Виктюк.
В репертуарных планах “Лермонтовки” есть еще одна премьера - “Король Лир” В. Шекспира. Премьера намечена на 31 марта.
Думается, что обе премьеры станут событиями - а иначе и не бывает: “Я всегда старался подбирать достойные спектакли в репертуар своего театра”, - сказал Рубен Андриасян. Тем более свой зритель, как во все времена, у лермонтовцев есть. Преданный зритель, который не оставил любимый театр даже в период затяжного ремонта... |