|
Ирина Гайкалова
Ежегодный Международный “Арт-форум Берлин” - ярмарка современного искусства, своего рода смотр последних достижений контемпорари-арт всего мира. Своими наблюдениями со знаменитой выставки и размышлениями о судьбе некоммерческого искусства в Казахстане с нами делится директор алматинской галереи “Тенгри-Умай” Владимир Филатов
- Владимир, как Вы стали участником “Арт-форум Берлин” и каковы главные впечатления от этого события?
- Я побывал в Берлине по приглашению Гете-института при активном участии генерального консульства Германии в Алматы. Начнем с того, что галерея “Тенгри-Умай” постоянно работает с художниками так называемого контемпорари-арт. Нередко наши проекты реализуются при поддержке иностранных институций. Мы активно сотрудничаем и с Гете-институтом. И вот, когда от федерального правительства поступило предложение о финансировании представителя от Казахстана на участие в программе “Современное искусство в Германии”, выбор пал на нашу галерею. В целом в Берлин были приглашены более тридцати человек со всего мира, в том числе из двух стран СНГ - России и Казахстана. Главным событием этого периода был “Арт-форум Берлин”, уже тринадцатый по счету с момента образования. Все, кто следит за его развитием, отмечают стремительный рост международного престижа берлинской ярмарки современного искусства.
Сегодня Берлин стал Меккой для художников всего мира. Город буквально кипит культурными событиями, создается впечатление постоянно действующего творческого процесса. Возникают новые формы, события, открываются галереи, на слуху новые и новые имена художников. Эти уникальные результаты влияют на все мировое искусство. И то, что нам, участникам программы, предоставили возможность встретиться с различными организациями и непосредственно познакомиться с результатами их работы, позволило масштабно увидеть международный художественный контекст и, безусловно, дало импульс новым идеям.
К сожалению, многое оказалось достаточно контрастным по отношению к тому, что происходит у нас. Главное, в Германии я воочию убедился, насколько активно происходит поддержка контемпорари-арт со стороны государства.
- От кого исходит эта поддержка, в чем она выражается?
- В программе задействовано федеральное правительство Германии. Это говорит о том, что в самой системе поддержки культуры и искусства этой страны есть глубокое понимание со стороны чиновников значения современного искусства в жизни общества. Законодательство Германии предусматривает финансирование независимых институций, которые при помощи специальных комиссий и жюри могут, в свою очередь, оказать поддержку галереям и частным инициативам, а также отдельным художникам. То есть между правительством и культурой есть такая конструктивная ступень - общественные институции, которые могут направить свое внимание и средства, выделяемые государством на развитие тех инициативных групп, которые активно работают в арт-сфере. При этом подобные институции не зависимы ни от правительства, ни от художника или галереи. Возникает цепочка прозрачной поддержки некоммерческого сектора в искусстве - вот, что важно! Это происходит, я думаю, от понимания значения подобных форм искусства.
После падения Берлинской стены и объединения Германии контемпорари-арт получило большое внимание и развитие. Такая система существующей финансовой поддержки дает художникам свободу самовыражения, поощряет их. Ведь те бескомпромиссные авторы, которые работают в контемпорари-арт выражают в своем творчестве прежде всего гражданские и общественные позиции, отстаивая общечеловеческие ценности.
- Вы сказали, что после посещения Берлина произошло сравнение не в пользу наших реалий, что неудивительно: проектов со стороны государства, которые были бы направлены в поддержку современного некоммерческого искусства, нет и не было. По-моему, повисает немой вопрос: а зачем оно вообще нам нужно?
- В 1992 году, когда я только создал “Тенгри-Умай”, галерею современного искусства, и только начинал свои проекты с новыми художниками, то часто со стороны чиновников звучал вопрос: зачем нам это нужно? Но уже вскоре случалось так, что представителей иностранных делегаций в нашу галерею приводили те же чиновники, чтобы показать: в Казахстане тоже есть новое искусство. Галереей козыряли для престижа. Но осознания необходимости поддержки развития этого направления в искусстве на государственном уровне до сих пор так и не произошло.
- У Вас нет ощущения, что хотите навязать какие-то чуждые нам традиции и предпочтения? Может, общество не готово к восприятию современного искусства?
- Я могу ответить так: в любом настоящем художнике заложено творческое, божественное начало, он ищет и находит новые пути, новые формы самовыражения, техники. Художники, работающие в направлениях, заведомо некоммерческих, жертвуют всем ради своего таланта. Действительно, не все готовы сразу воспринять это искусство. К таким художникам изначально могут прислушаться только специалисты - искусствоведы, галеристы. Но работа художника обращена и адресована прежде всего людям, современности, ее надо увидеть, к ней надо уметь прислушаться. Да, нужна определенная культура зрителя, общества. Но если общество к этому не готово, это не означает, что художник должен погибать и быть “выдавливаемым” из страны. Я думаю, если общество пока даже не понимает каких-то вещей, оно должно относиться к художнику, как к гениальному ребенку, к божественному явлению. А специалисты могут быть проводниками его творчества - через выставки, форумы, публикации. Что мы, как профессионалы, и делаем постоянно.
Но мы взываем также и к правительству: надо создавать такую систему поддержки некоммерческого искусства, чтобы художник мог видеть себя одним из важных участников креативного процесса общества в целом. Такой художник никогда не будет процветать, но условия для работы у него должны быть.
- Что Вы имеете в виду под условиями?
- Есть несколько простых составляющих. К примеру, бесплатно предоставлять муниципальные помещения художникам для работы так же, как и галереям, которые продвигают такое искусство. Учредить государственные гранты, стипендии именно в сфере современной культуры и искусства. Необходим общественный выставочный центр, где постоянно происходила бы ротация выставок - как локальных, так и зарубежных. Такой визуальный обмен идеями для художников необходим как воздух!
К тому же надо освободить структуры бизнеса, которые готовы оказать спонсорскую поддержку современному искусству, от уплаты налогов с этих средств. Более того, законодательно дать возможность спонсорам бесплатно рекламировать такую поддержку современного искусства, открыто гордиться подобными инициативами - вот, что стимулировало бы процесс.
И этот шаг, я думаю, можно сделать уже сегодня. Это не столь сложно и многоступенчато, как создавать те же независимые институции поддержки.
- Как себя сегодня чувствует художник контемпорари-арт, что ощущает галерист, который поддерживает такое искусство?
- В Казахстане художников, которые работают в контемпорари-арт, очень немного. И то финансирование, которое раньше шло из-за рубежа на некоммерческие проекты, постепенно сводится на нет. В таких условиях художник будет вынужден покинуть страну, либо “зарыть” свой талант. Но, я думаю, и то и другое было бы недопустимой потерей для общества. Сегодня еще не поздно изменить ситуацию, пока еще есть художники, которые самоотверженно работают в контемпорари-арт и очень достойно представляют Казахстан своими проектами. Главное - поддержать их. |